Согласно источникам, эти меры начались после перехода власти в Афганистане к талибам и растущей угрозы религиозного радикализма в Узбекистане.

По данным источников в Сурхандарьинской области, в приграничных с Афганистаном районах усилен контроль СГБ и МВД. В целом усилен контроль над семьями с религиозной прослойкой и семьями женщин, которые носят хиджабы.

По данным МВД Узбекистана, за последний месяц задержано около 200 человек, большинство из которых подозреваются в принадлежности к «Хизб ут-Тахрир».

По официальным данным, около 100 задержанных были задержаны на различные сроки по уголовным делам по статьям 159 и 2442 Уголовного кодекса Узбекистана. Остальные были привлечены к административной ответственности по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях.

В то же время, согласно источникам в системе МВД, есть опасения, что за последние несколько лет усилился процесс исламизации узбекского общества, в том числе узбекского сегмента социальных сетей.

«Уже давно поступают сигналы, что различные радикальные группировки становятся более активными. Вы знаете, они всегда находились под наблюдение. Однако после начала операции «Безопасная зона» прошли рейды по адресам и были задержаны люди с вещественными доказательствами. Большинство из них предварительно были внесены в списки, ранее отсидевшие в тюрьмах. Есть и те, кто был в розыске…», — сказал на условиях анонимности источник, который в настоящее время работает следователем МВД в одном из районов Ташкента.

По словам другого бывшего сотрудника МВД, в последние годы таких рейдов не проводилось.

По его словам, с приходом к власти Шавката Мирзияева, предоставлением религиозных свобод, снятием ограничений для «занесенных в черный список», освобождение ряда заключенных верующих значительно развеяли опасения религиозного населения и увеличилось количество верующих в правительстве.

В то же время бывший следователь предположил, что приход к власти в Афганистане талибов также является признаком поддержки талибами религиозных людей в Узбекистане.

По словам узбекского журналиста, освещающего религиозные вопросы в Узбекистане, аресты в Ташкенте и ряде других областей не вызвали паники среди религиозной общины страны.

Он напомнил, что при Исламе Каримове такие дела быстро становились достоянием общественности, поскольку в большинстве случаев такие аресты производились по ложным обвинениям или с нарушением закона.

Однако с момента прихода к власти Шавката Мирзияева массовых арестов, судебных процессов и арестов не было.

В социальных сетях ряд активистов, журналистов и политологов отмечают, что с приходом к власти в Афганистане талибов разрыв между религиозными и светскими слоями в социальных сетях увеличивается, особенно растёт число узбекистанцев, поддерживающих талибов.

При Исламе Каримове Афганистан рассматривался как источник религиозного радикализма и международного терроризма. Правительство жестко контролировало не только узбекинстанцев, присоединившихся к радикальным группировкам в Афганистане, но и их родственников. Узбекские правоохранительные органы также подвергались критике за систематические пытки независимых верующих, подозреваемых в принадлежности или связях с радикальными религиозными группами.

Критики обвиняли режим Каримова в использовании угрозы исламского радикализма для оправдания нарушений безопасности.

По разным оценкам, во время правления Ислама Каримова количество заключенных по религиозным и политическим обвинениям достигло 12 тысяч.

После смерти Ислама Каримова в 2016 году, ещё в бытность премьер-министром, Шавкат Мирзияев пообещал реформы в религиозной политике В частности, он упростил процедуру ареста, содержания под стражей и отбывания наказания.

Тысячи подозреваемых в членстве в запрещенных религиозных организациях и движениях были исключены из черного списка. В одном из своих выступлений Шавкат Мирзияев сказал, что количество людей с этих списках достигало — 17 тысяч, а количество удалённых их него — 16 тысяч.

Аналитики говорят, что в Узбекистане восстанавливается религиозная свобода, которая постоянно ограничивалась во время правления Ислама Каримова, но при этом сохраняются факторы, увеличивающие угрозу религиозного радикализма в стране и за рубежом.

Источник: www.centralasian.org