В течение апреля на рынке ГСМ Кыргызстана цены могут повыситься на бензин — на 6%, на дизельное топливо — на 9%, сообщает Ассоциация нефтетрейдеров этой страны. В настоящее время в столице Кыргызстана стоимость бензина марки АИ-92 составляет 46,9 сом (6,24 сомони), средняя стоимость дизельного топлива – 43,9 сом (5,84 сомони).

По информации ассоциации, на российском рынке нефтепродуктов повышаются оптово-отпускные цены на ГСМ, кроме того наблюдается девальвация кыргызского сома к доллару, что в конечном счете будет негативно влиять на стоимость ГСМ.

В столице Таджикистана стоимость бензина составляет 8,80 сомони, а в некоторых отдаленных районах страны цена превышает и вовсе 9-ти сомони за литр. Прогнозов относительно тенденций на будущее власти Таджикистана не дают, но с учетом ситуации в Кыргызстане, который получает топливо из России по нулевым пошлинам, Таджикистан ждет аналогичная ситуация.

Ранее в беседе с Радио Озоди Раджабали Махсиддинзода, глава антимонопольной службы Таджикистана, связал причину роста цен на ГСМ с сокращением экспорта данного продукта из Казахстана. Казахстанские СМИ сообщали, что завод по производству сжиженного природного газа в городе Атырау остановлен из-за капитального ремонта оборудования. Таджикистан импортирует 90 процентов сжиженного природного газа из Казахстана. Около 90% потребностей республики в топливе покрываются за счет импорта из России.

В Кыргызстане, по словам исполнительного директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Каната Эшатова, причиной роста послужило повышение отпускных цен на заводах России и прекращение поставок из Казахстана. Рост отпускных цен на российских заводах Эшатов связывает со следующими факторами: повышение оптово-отпускных цен российских заводов, снижение объемов производства российских НПЗ в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и сокращение маржинальности до уровня 2011 года и др. В результате, по его словам, если два месяца назад тонну бензина покупали за 300 долларов, то сейчас эта цифра превышает 500 долларов, а дизтопливо выросло с 360 до 470 долларов за тонну.

В Кыргызстан ГСМ доставлялось из России и Казахстана. Однако экспорт этого товара из Казахстана прекратился с января 2021 года.

Согласно сообщениям кыргызстанских СМИ, Госагентство антимонопольного регулирования Кыргызстана внесло в министерство экономики и финансов на рассмотрение ряд следующих вопросов: содействие в решении вопроса о взаиморасчете по контрактам на поставку нефтепродуктов из РФ в национальной валюте, а не в долларах, что позволит избежать дополнительного роста цена за счет роста курса американской валюты; заключение двустороннего соглашения о беспошлинной поставке нефтепродуктов из Казахстана; снижение налоговой нагрузки на нефтетрейдеров.

В Таджикистане 31 марта нижняя палата парламента приняла поправки, которые предполагают освобождение Агентства по государственным материальным резервам от ввозных налогов и таможенных сборов на поставку продовольствия и нефтепродуктов. Представители министерства финансов объяснили предоставление такого рода преференций сдерживанием роста цен на первоочередные продукты и горючее в республике.

Однако независимые эксперты выразили недоумение тем, каким образом предоставление преференций государственному агентству, доля которого на рынке нефтепродуктов не достигает и 20%, способно сдерживать цены на ГСМ.

Основными поставщиками на этом рынке являются компании «Газпромнефть-Таджикистан» и «Сеганджа», общая доля которых составляет около 70%. Кроме них поставкой ГСМ занимаются еще более 50 других компаний.

В то же время, по данным министерства энергетики и водных ресурсов Таджикистана, в 2021 году Россия должна поставить без таможенных пошлин 830 тыс тонн топлива, включая бензин.

По официальным данным, в 2020 году в Таджикистан импортировано 234 тыс тонн бензина и 298 тыс тонн дизельного топлива.

Источник: www.centralasian.org