ДУШАНБЕ. 25.11.2021 /НИАТ «Ховар»/. Вчера, 24 ноября  Спецпосланник ООН по Ливии Ян Кубиш рассказал в Совете Безопасности о ходе подготовки выборов в стране, доложил о результатах конференции в Париже и усилиях по выводу иностранных наемников, в том числе планах проведения консультаций по этому вопросу в Анкаре и Москве. На этом заседании Совбез ООН принял резолюцию, которой поддержал предстоящие президентские и парламентские выборы, запланированные на 24 декабря, сообщает НИАТ «Ховар» со ссылкой на пресс-службу ООН.

Ян Кубиш сказал, что ООН поддерживает усилия ливийцев по их организации и проведению с тем, чтобы они были свободными.

Генсек ООН Антониу Гутерриш в начале этого года утвердил спецпосланником по Ливии выпускника МГИМО, экс-министра иностранных дел Словакии Яна Кубиша. В Ливии это назначение в штыки приняли представители «Братьев-мусульман»*,  которых устраивала кандидатура временно исполнявшей обязанности спецпосланника американки Стефани Уильямс.

Как писала российская «Независимая газета». назначению Кубиша предшествовала долгая закулисная борьба внутри ООН. После ухода в отставку в марте 2020 года Гасана Саламе его должность оставалась вакантной в течение 10 месяцев. Найти подходящую кандидатуру, которая отвечала бы требованиям главных внешних игроков, прежде всего США, было не так просто. Вашингтон был бы не прочь назначить после отставки Саламе американку Стефани Уильямс, временно исполнявшую его обязанности. Однако против ее кандидатуры выступали арабские и европейские страны. Уж слишком одиозной личностью она им казалась, что и подтвердилось позднее.

Наконец в декабре выбор генсека ООН, казалось, остановился на другом выпускнике МГИМО и не менее авторитетном болгарском дипломате Николае Младенове. У себя на родине он тоже успел возглавить МИД, а также оборонное ведомство. В ООН уже был подписан соответствующий приказ о назначении Младенова. Более того, болгарина даже успели освободить от обязанностей специального координатора ООН по мирному процессу на Ближнем Востоке и назначить на его место норвежца Тора Веннесленда.

Однако уже через неделю Младенов неожиданно подал заявление об отставке, ссылаясь на семейные обстоятельства. И тогда уже появилась кандидатура Кубиша, которую дружно поддержали в СБ ООН. Казалось бы, на этом можно ставить точку. Однако сразу после назначения Кубиша в ООН распространили доклад, в котором всячески превозносятся успехи команды Уильямс, способствовавшей невиданному прорыву политического процесса в Ливии.

Речь в нем идет о том, что якобы под руководством Уильямс и в рамках Форума ливийского политического диалога (ФЛПД) удалось убедить ливийцев сформировать так называемый консультационный комитет, который займется подготовкой к выборам, назначенным на декабрь 2021 года. Уильямс удалось вывести некую формулу, с помощью которой можно будет определять, проходят предложения участников ФЛДП о формировании нового президентского совета или нет. Авторы доклада пишут и о том, что Уильямс учла предыдущую критику ливийцев в свой адрес и постаралась исправить многие ошибки. И теперь никто не может сказать, что ооновские чиновники навязывают ливийцам свою волю.

Впрочем, в докладе перечислены и действительные успехи, которых добились ливийцы, в том числе договоренности в рамках совместного военного комитета, работающего по формуле «5+5». Имеются в виду соглашения об обмене пленными и прекращении огня, переговоры об открытии дорог, связывающих различные районы страны, попытки согласовать единый обменный курс ливийской лиры и др. Однако об этих успехах говорится как о достижениях чуть ли не вчерашнего дня, в то время как на самом деле они были достигнуты еще два-четыре месяца назад. Причем роль ООН в достижении этих успехов была минимальной.

Если у Уильямс и есть особые заслуги, то в первую очередь перед ливийскими радикалами, близкими к «Братьям-мусульманам». В свое время при формировании ФЛПД, состоящего из 75 человек, американка отдавала предпочтение именно им. Помимо 26 делегатов, выдвинутых от правительства национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа и Палаты представителей во главе с Агилой Салехом, остальные 49 человек были выбраны лично Уильямс. По какому принципу она отбирала этих людей, каковы были их полномочия, остается неясным до сих пор. По ее словам, это были главным образом актеры, писатели, деятели искусств, блогеры, то есть люди, не связанные ни с властными структурами на востоке и западе Ливии, ни с политическими партиями.

Быстро выяснилось, что подавляющее большинство креатур Уильямс были из «Братьев-мусульман»*. Многие из них старались пролезть в ФЛПД за счет взяток. В конце концов две попытки провести форум еще в ноябре заканчивались полным провалом, который сопровождался коррупционными скандалами.

Еще один штрих, который говорит о «профессионализме» Уильямс. Для участия в работе ФЛПД она не пригласила командующего Ливийской национальной армией Халифу Хафтара. Тогда спикер Палаты представителей Салех, один из лидеров Совета шейхов и старейшин Ливии Муаммед аль-Мисбахи и другие авторитетные политики обратили внимание на то, что Уильямс фактически подсуживает в пользу исламистов, и заявили, что не нуждаются в том, чтобы ООН навязывала ливийцам свою волю.

В социальных сетях  появились призывы исламистов ни в коем случае не менять руководство миссии ООН по Ливии, то есть оставить Уильямс у руля ооновской миссии в Ливии, не обращая внимания на только что назначенного генсеком ООН Кубиша. На этом настаивает, в частности, лидер протурецкой Партии справедливости и строительства Мухаммед Саван. Получается, что, с одной стороны, Уильямс пытается сохранить себя в ооновской структуре, от которой во многом зависит решение ливийского кризиса. А с другой – пытается, манипулируя общественным мнением, навязать ливийцам решения, выгодные тем, кто стоит за Уильямс. По сути, речь идет о том, что условно можно назвать Схиратом-2, новой версией таких же мертворожденных, неперспективых соглашений.

Напомним, что в  структурах ООН Ян Кубиш работает  с начала 90-х годов.

После учёбы в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), Ян Кубиш в 1976 году начал дипломатическую карьеру. С 1980 по 1985 год он работал в чехословацком посольстве в  Аддис-Абебе (Эфиопия).   В 1985-1988 годах возглавлял отдел, занимавшийся безопасностью и контролем над вооружениями в Министерстве иностранных дел. С 1989 по 1991 год работал в чехословацком посольстве в Москве. С 1991 по 1992 год был генеральным директором Евро-атлантической секции в Министерстве иностранных дел  Чехословакии.

С января 1993 по июнь 1994 года Кубиш был постоянным представителем Словацкой Республики при Отделении ООН  в Женеве, а также ГАТТ и других международных организациях. В 1994 году был главным переговорщиком по Пакту стабильности в Европе.

В 1994–1999 годах  Ян Кубиш  работал  директором Центра по предотвращению конфликтов ОБСЕ, спецпредставителем Генерального секретаря ООН в Таджикистане и главой Миссии военных наблюдателей ООН в Таджикистане (ЮНМОТ). После успешной работы в Таджикистане   15 июня 1999 года Ян Кубиш стал Генеральным секретарём ОБСЕ. Кроме того, он в 2000 году стал специальным посланником действующего председателя ОБСЕ по Центральной Азии. В декабре 2001 года он был утверждён в должности Генерального секретаря ОБСЕ на второй срок. В 2005–2006 годах был спецпредставителем Евросоюза в Центральной Азии.

В 2009—2011 годах — исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.  

В ноябре 2011 года назначен Специальным представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану и главой Миссии ООН по оказанию помощи Афганистану (МООНСА). Вступил в должность 1 января 2012 года сменив  Стаффана Де Мистуру.

В 2015—2018 годах — Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Ираку.

В 2019—2021 годах — Специальный координатор ООН по Ливану.

16 января 2021 года утверждён в должности специального посланника Генерального секретаря ООН по Ливии и главы миссии ООН по поддержке Ливии (UNSMIL).

Кубиш в Таджикистане

30 августа 2007 года на пресс-конференции в Душанбе глава МИД Словакии  Ян Кубиш заявил, что выступает за усиление сотрудничества стран Центральной Азии, в частности Таджикистана с Евросоюзом и намерен для этого использовать и свои дружественные контакты с руководством Таджикистана.   

Кубиш добавил, что государства Евросоюза в последнее время стали больше обращать внимание на то, что необходимо развивать двустороннее сотрудничество с Центральноазиатскими странами и увеличивают объем финансовых средств, направляемых в этот регион. «Эти суммы могут показаться еще незначительными, но они во много раз больше, чем было в прежние годы. Но уверен, что в будущем объем этой помощи будет нарастать», — сказал Ян Кубиш.

Министр иностранных дел Словакии отметил, что Евросоюз   утвердил Стратегию этой организацию, направленную на дальнейшее развитие связей со странами Центральной Азии, который был поддержан Германией. «Эта стратегия учитывает, что все страны Центральной Азии являются самостоятельными государствами и с ними необходимо сотрудничать, но в тоже время нужно учитывать и региональное сотрудничество и способствовать этим возможностям», — сказал он.

В тот же день Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов вручил Яну Кубишу орден «Дусти» («Дружба»), которым глава МИД Словакии был награжден за заслуги в установлении мира в Таджикистане.

_________________

*Запрещены в  Таджикистане

Источник: НИАТ «Ховар»