Водитель маршрутки Тургунбек улуу Калыс каждый день встает в 5 утра, чтобы вовремя выйти на линию, и сидит за рулем до позднего вечера. За 15-часовой рабочий день он в среднем зарабатывает около $12. Почти половина этой суммы уходит на налоги, горючее и ремонт автобуса, на котором он возит пассажиров.

"Это машина 2005-2002 года. Этим спринтерам уже по 16-18 лет. Они же тоже ломаются, тоже болеют, их тоже приходится обслуживать. Мы зарабатываем гроши, копейки. Иной раз домой приходишь вообще без денег, по уши в долгах, когда машина сломается", – говорит он.

О своем участии в забастовке Калыс говорить не решается. По его словам, он просто устроил себе внеочередной выходной и решил провести его в компании коллег на одной из конечных остановок. Такие же отгулы взяли еще примерно половина всех водителей маршруток в городе. Требование у всех одно – повысить стоимость проезда на 50%. Между тем власти считают, что выйти на стачку работников транспорта толкнули "провокаторы".

"Есть провокаторы среди этих водителей, которые угрожали тем водителям, которые входят на линию. Говорили, что могут остановить, избить, сломать машину и так далее", – заявил Бекжан Акматбеков, пресс-секретарь управления городского транспорта.

Сейчас поездка по городу обходится пассажирам в 10 сомов или примерно 12 центов. Водители маршруток требуют поднять стоимость до 15 сомов. На такие перемены согласны далеко не все пассажиры.

В день забастовки жители Бишкека особенно опасались пропустить свой автобус или троллейбус. На весь город их около 250, в то время как микроавтобусов в шесть раз больше. Именно они обычно обслуживают большую часть пассажиров в столице.

По словам эксперта по урбанистическим инновациям Шамиля Ибрагимова, засилье маршруток и есть основная проблема, она не решается уже 30 лет.

"Нам нужна система, которая будет комфортная, когда я в костюме или девушка в платье, зайдя в маршрутку, не выйдет оттуда как выжатый лимон. Во-вторых, это должна быть система, которая перевезет меня быстрее, чем частный автомобиль, который торчит в пробках, – говорит Ибрагимов. – Когда я, условно, еду на авто, торчу в пробке и мимо меня проезжает автобус, я подумаю: так лучше я, наверное, в следующий раз сяду на этот автобус и доеду быстрее".

Урбанист уверен, что проще и дешевле всего было бы построить в городе наземное метро – по сути, это лишь выделенные полосы для автобусов. Но проблема уже перешла из области урбанистики в область политики.

"Проблема в том, что большинство из этих 50 – или сколько у нас компаний, которые перевозчиками занимаются, – это люди, которые во власти. Они или в Жогорку Кенеше сидят, или в горкенеше сидят, и эти люди, по сути, саботируют любые попытки системных изменений для общественного блага", – сказал он.

Пока же власти пытаются решать лишь по одной проблеме за раз. Мэр Бишкека уже обратился к водителям маршруток и попросил их потерпеть до мая. Правда, что именно изменится к этому моменту, не уточнил.

Источник: www.centralasian.org