Дорогие соотечественники!

Уважаемые преподаватели и учащиеся!

Искренне поздравляю всех вас – учителей, учащихся и родителей с 30-летием независимости Таджикистана, Днем знаний, Уроком мира, началом учебного года и открытием нового учебного заведения — гимназии для одаренных учащихся.

Желаю учащимся этого храма просвещения хорошей и отличной учёбы, хорошего поведения, а учителям – успехов в выполнении их важной миссии — воспитании будущего поколения Родины.

В нашей стране стало доброй традицией начинать новый учебный год с ежегодного Урока мира.

Следует отметить, что мы, таджикский народ, ценим мир и спокойствие, считаем это большим благом, поскольку народ Таджикистана достиг мирной жизни очень дорогой ценой.

Именно потому, что мир и спокойствие жизненно важны для человеческой жизни, особенно в сегодняшнем неспокойном и меняющемся мире, мы должны работать над сохранением мира, политической стабильности и национального единства, а также для предотвращения угроз и вызовов новой эпохи, противостоять терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности и другим угрозам.

Поэтому нам необходимо приучать наших детей к культуре мира, национального единства, безопасности и спокойствия, воспитывать их в духе самопознания, патриотизма и гуманизма.

В этом процессе необходимо воспитывать в детях культуру мира и спокойствия с раннего возраста, то есть с дошкольного уровня, поскольку этот этап является ключевым и важным этапом в интеллектуальном развитии ребёнка.

Принимая во внимание важность этого вопроса, особенно в последние годы, развитие дошкольного образования находится в центре внимания Правительства страны, и на сегодняшний день проделана большая работа по строительству и вводу в эксплуатацию новых детских садов.

Однако анализ показывает, что проделанная работа до сих пор не отвечает потребностям населения в подобных учреждениях, нам предстоит еще много работы в этой сфере.

В связи с этим Министерству образования и науки, исполнительным органам государственной власти областей, городов и районов поручено реализовать требования Стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, Государственной программы развития дошкольного образования на 2020-2025 годы и принять дополнительные меры по обучению дошкольников.

Основной этап, закладывающий основу для получения знаний, — это общее среднее образование.

В целях создания современных условий для учащихся этого уровня образования в этом году в честь 30-летия Государственной независимости планируется ввести в эксплуатацию 214 новых корпусов учебных заведений на около 100 тысяч мест, большинство из которых распахнули свои двери для учащихся.

Несмотря на принимаемые меры по строительству и ремонту учебных заведений для создания благоприятных условий для обучения в стране, остается много нерешенных вопросов.

Кроме того, с учетом роста населения и строительства новых сёл и посёлков необходимо построить сотни новых учебных заведений.

Правительство Таджикистана постоянно принимает меры по дальнейшему улучшению ситуации в сфере образования, укреплению материально-технической базы учебных заведений и принятию государственных программ развития отрасли.

В государственном бюджете на 2021 год на образование предусмотрено 5 миллиардов 597 миллионов сомони, что на 11,2 процента больше, чем в 2020 году.

Эта сумма составляет около 20 процентов государственного бюджета и равна 6 процентам внутреннего валового продукта.

Иными словами, Правительство страны с учётом решающей роли образования в воспитании и развитии будущих поколений – кадров, от которых зависит развитие всех сфер государства и общества, использует все возможности.

В этой связи каждый руководитель и ответственный человек в сфере образования, каждый педагог обязан честно и добросовестно выполнять свою миссию и вносить активный вклад в воспитание образованного, самосознательного и патриотичного поколения.

Для того чтобы воспитать поколение ученых, лингвистов и людей с широким кругозором и пониманием, прежде всего, учебные заведения должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, новаторами и творческими людьми, приверженными своей профессии.

Сегодня наряду с 98400 учителями с высшим образованием и 30300 – со средним профессиональным образованием в общеобразовательных учреждениях страны работают около 1800 учителей со средним общим образованием, и такая ситуация не может не оказывать влияния на качество образования.

В связи с этим Министерству образования и науки, другим соответствующим ведомствам необходимо как можно скорее принять меры для полного обеспечения общеобразовательных учреждений страны квалифицированными педагогами.

В процессе реализации социальной политики Правительство страны уделяет особое внимание вопросу реформирования системы образования и приведения её в соответствие с международными стандартами и программами.

Одним из наиболее важных вопросов в этой области является бюджет времени, а также начало и конец учебного года.

В целях предотвращения распространения инфекционного заболевания COVID-19 в 2019-2020 учебном году мы приняли соответствующие решения по этому поводу.

В этом году с учётом изменения климата, глобального потепления и распространения новой волны болезни в соответствии с поручением Правительства страны завершение занятий было перенесено с 14 июня на 7 июня.

Анализ показывает, что из-за проблем и последствий изменения климата, глобального потепления, возникновения инфекционных заболеваний, а также географического положения, климата страны, психического состояния детей, наличия школьных часов и учебных программ необходимо в рамках реформы отрасли взглянуть на эту проблему по-новому и реально.

Поэтому предлагается подводить итоги учебного года в средних школах страны ежегодно 1 июня.

В связи с этим Министерству образования и науки поручено представить в Правительство свои предложения и заключения по этому поводу и принять необходимые меры по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты отрасли.

Реформа сферы образования, которая сейчас проводится в стране, в первую очередь направлена ​​на повышение качества образования и приведение его в соответствие с современными мировыми стандартами.

Эта инициатива будет реализована, прежде всего, за счет повышения квалификации учителей средних школ страны.

Поэтому повышение квалификации и переподготовка учителей, то есть совершенствование базовых знаний, адаптация их навыков к новой экономической и социальной среде и новым требованиям производства и общества, является важной и обязательной задачей.

Одним из наиболее важных вопросов в процессе обучения является обучение студентов теоретическим знаниям в их сознании для развития практических знаний или навыков, то есть базового опыта.

Основная цель принятой Правительством «Государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений страны классными комнатами, благоустроенными учебными лабораториями на 2021-2025 годы» заключается именно в этом.

Согласно анализу, реализация программы в большинстве городов и районов является неудовлетворительной, руководителям исполнительных органов областей, городов и районов необходимо своевременно обеспечить выполнение предусмотренных в ней работ.

Еще одним важным вопросом, который способствует реализации стратегической цели индустриализации страны и превращения Таджикистана в индустриально-аграрную страну, является подготовка кадров, специалистов в технической сфере и для этой цели обеспечение начального и среднего профессионального образования необходимыми техническими и технологическими условиями.

В целях поддержки и развития учреждений начального и среднего профессионального образования, укрепления материально-технической базы и повышения уровня и качества обучения распоряжением Президента страны от 30 марта 2021 года ответственными назначены члены Правительства, депутаты Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли и другие официальные лица учебных заведений, выступающие в роли куратора.

За последний год, с учетом требований дня, ряд нормативных правовых актов был разработан, утверждён и выполнен с целью регулирования деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.

При всесторонней поддержке Правительства страны на сегодняшний день созданы благоприятные условия по созданию государственных и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и тем самым получению образования лицам, желающим овладеть средним профессиональным образованием.

В частности, в 2020-2021 учебном году в стране начали функционировать 7 государственных и негосударственных средних учебных заведений, в которых обучаются тысячи молодых людей.

В настоящее время в стране функционируют 78 средних профессиональных учебных заведений, что по сравнению с 1991 годом больше на 35 учреждений.

Для сравнения напомню, что в начальных и средних профессиональных учебных заведениях до 1991 года готовились специалисты по 147 специальностям.

Сегодня в этих учреждениях, согласно требованиям рынка труда, готовятся специалисты по 306 специальностям.

Одной из основных целей Правительства является привлечение взрослых к освоению профессий и таким образом создание условий для занятия той или иной деятельностью.

В этом процессе одним из действенных методов является организация трёх- и шестимесячных курсов.

Министерству образования и науки, министерствам и ведомствам, имеющим в своих структурах учреждения образования, и кураторам этих учреждений поручается принять необходимые меры по организации технологических парков и таким образом внедрению результатов научных работ.

Уважаемые преподаватели и учащиеся!

Ещё с первых лет независимости в центре внимания Правительства находились вопросы повышения грамотности и образованности, в том числе подростков и молодёжи, развития высшего профессионального образования, поэтапного повышения качества подготовки специалистов, расширения круга специальностей и поиска новаторских методов.

В связи с этим ещё раз подчёркиваю, что государство обустраивают патриотично настроенные, высокообразованные и просвещённые кадры.

Невозможно продвигать Родину и государство при помощи мракобесия и невежества.

Невежество и мракобесие приносят только несчастье и горе.

В современном мире невозможно обеспечить прогресс страны без доступа к современной науке и инновациям, передовым технологиям, без формирования научно-технического мировоззрения.

С объявлением ускоренной индустриализации страны четвертой стратегической целью государства мы стремимся создать благоприятную среду для расширения использования современных технологий во всех секторах национальной экономики, технического мышления населения и, прежде всего, молодёжи и подростков.

Именно поэтому мы объявили 2020-2040 годы «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования» и считаем, что эта инициатива придаст серьезный импульс развитию технического мышления и научного мировоззрения общества.

Для реализации целей двадцатилетнего периода и развития технического мышления, расширения научного мировоззрения, обеспечения доступа к современным методам и технологиям, расширения изобретений и инноваций, связи науки с производством, привлечения большего числа студентов и других слоев общества к изучению естественных, точных и математических наук, а также открытия новых талантов в этой области объявлен ежегодный республиканский конкурс «Наука – светоч просвещения».

Активное участие молодёжи и других слоев общества в первом и втором турах конкурса показывает, что они заинтересованы в изучении естественных, точных и математических наук, проведении конкурса, что способствует поиску хороших изобретателей, новаторов и знатоков современных технологий.

Национальной академии наук Таджикистана, Министерству образования и науки, научным учреждениям и высшим учебным заведениям необходимо принять меры по организации и проведению республиканского конкурса «Наука — источник знаний» на высоком уровне и принять дополнительные меры по привлечению большего числа участников из различных слоёв общества.

Также напоминаю, что в осуществлении указанных шагов преподаватели должны играть основную роль.

Так как преподаватели являются авторитетной группой, на которую возлагается миссия по формированию мышления нации и общества, по обучению и просвещению созидательных кадров и обеспечению их развития для страны.

Поэтому мы и в дальнейшем будем принимать меры по повышению статуса педагогов в обществе.

С целью реализации политики государства и Правительства страны в направлении подготовки кадров, реализации сегодняшних и будущих целей страны и обеспечения специалистами отрасли в период независимости начали свою деятельность 28 новых учреждений высшего профессионального образования.

При постоянной заботе и внимании Правительства страны сейчас учреждения высшего профессионального образования страны, охватывающие обучением многочисленные слои населения и созидательные силы общества, с точки зрения содержания образования, материально-технической базы отвечают требованиям международных стандартов и укрепляют свои позиции в обществе.

В 1991 году 1835 кандидатов наук, 226 докторов наук преподавали студентам по 136 специальностям.

Сегодня из общего числа преподавателей 4363 человек имеют ученую степень, из них 824 человека — доктора и 3539 кандидаты наук по 533 специальностям преподают студентам.

В связи с этим хочу подчеркнуть один момент, что для подготовки специалистов по специальностям некоторые образовательные учреждения заявляют, что не имеют благоприятных условий с точки зрения кадрового потенциала, материально-технической базы.

Более того, до сих пор есть некоторые специальности, в которых в настоящее время нет особой нужды.

В связи с этим Министерству образования и науки поручается принять решительные меры для реструктуризации и пересмотра специальностей, внедрения новых специальностей, подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда и обеспечения образовательных учреждений учителями с учеными степенями и званиями.

Зачисление иностранных граждан на учебу является одним из основных показателей рейтинга учреждения высшего профессионального образования.

В период независимости перед высшими учебными заведениями появилась новая задача, то есть представление науки и высшего образования Таджикистана за пределами страны и предоставление образовательных услуг иностранным гражданам.

Следует отметить, что ряд университетов и институтов страны на сегодняшний день проделали значительную работу для привлечения иностранцев на учебу.

В результате 16500 студентов из 21-й зарубежной страны в настоящее время обучаются в 33-х высших учебных заведениях.

В целях повышения качества образования напоминаю, что эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, разработка и использование активных методов обучения и новой системы обучения, отвечающей современным требованиям и социально-экономическим реалиям страны, разработка и реализация совместных образовательных программ среди вузов является требованием времени.

В этом процессе также необходимо регулярно принимать меры по пересмотру специальностей, связанных с потребностями рынка труда, повышать качество образования, укреплять связь между наукой и производством, а также издавать учебники на государственном языке на основе учебных программ.

Также хочу подчеркнуть, что прошло шесть лет с момента принятия Правительством решения о выделении малых грантов для привлечения студентов к разработке инновационных проектов и изобретений, но из-за халатности руководителей ряда высших учебных заведений реализация не может удовлетворять, необходимо в этом направлении активизировать работы.

За период независимости ратифицировано 123 межправительственных соглашения о сотрудничестве в области образования, науки и технологий и 83 соглашения о межведомственном сотрудничестве между Таджикистаном и зарубежными странами, на основании которых более 40 тысяч наших талантливых молодых людей обучаются по нужным специальностям для народного хозяйства.

Создание специального фонда Президента Таджикистана для подготовки специалистов за рубежом — одна из задач Правительства страны по поддержке талантливой молодежи.

Также с момента учреждения Международной стипендии Президента Таджикистана «Дурахшандагон» (2008 г.) до 2019-2020 учебного года охвачены обучением 528 наших граждан на разных уровнях образования (бакалавр, специалист, магистр, аспирантура, ординатура, докторантура и стажировка) в престижных зарубежных университетах.

Анализ данных за последние пять лет показывает, что количество студентов, направленных по грантам в высшие учебные заведения за рубежом в 2019 году, по сравнению с 2015 годом увеличилось на 133%.

В рамках плодотворной деятельности Шанхайской организации сотрудничества, заседание Совета глав государств которой в ближайшее время пройдет в столице нашей страны — Душанбе, организована деятельность университета Шанхайской организации сотрудничества.

В состав университета входят 10 высших учебных заведений Республики Таджикистан, 236 студентов высших учебных заведений нашей страны в настоящее время обучаются по магистерским и языковым программам в университетах-членах Шанхайской организации сотрудничества в рамках программ обмена студентами и преподавателями.

Также в рамках других соглашений, подписанных странами-членами Шанхайской организации сотрудничества, в настоящее время из Таджикистана обучаются более 1700 студентов с учетом совместных факультетов, действующих в вузах членов организации на ступенях бакалавра, магистратуры и лингвистики.

Несмотря на осуществленные на сегодня работы, руководителям Министерства образования и науки, высших профессиональных учебных заведений страны необходимо принять эффективные меры по заключению двусторонних соглашений и их эффективному выполнению в направлении обучения студентов за пределами страны, обмену преподавателями и студентами, а также по повышению квалификации преподавателей в зарубежных научных и учебных заведениях.

Уважаемые присутствующие!

Обновление содержания образования является одним из основных факторов улучшения состояния обучения и воспитания, которые реализуются государственными стандартами, учебными планами и программами, учебниками.

То есть, изменения в содержании образования – стандарт, учебные программы и учебные планы, учебники должны быть изменены, формирование национальной идентичности, патриотизма, почитание достижений периода независимости и ценностей национальной государственности в качестве важного вопроса обучения и воспитания.

В этом контексте следует уделять первостепенное внимание вопросам повышения уровня образования и грамотности юношей и молодёжи, воспитания их в духе самопознания, национального чувства, патриотизма и уважения к языку, культуре и древней истории нации.

Также необходимо как можно скорее завершить перевод учебников, прежде всего, истории таджикского народа, государственного языка и географии Таджикистана, на язык национальных меньшинств для решения проблем образовательных учреждений и активизации изучения таджикской истории и культуры в этих учреждениях.

Наряду с этим особое внимание следует уделить реализации компетентной системы в образовательных учреждениях.

Такой подход не только способствует повышению интереса к знанию и использованию на практике теоретических знаний, но и усилению способности мыслить, формированию личности подрастающего поколения, обеспечивает реальную основу развития и использования интеллектуальных возможностей в процессе обучения и за его пределами.

В рамках реализации «Двадцатилетия изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования» для лучшего налаживания обучения указанных наук, расширения технического мышления, привлечения молодежи к исследованию по естествознанию и математике, реализации инновационной практики и результатов научных работ в отечественном производстве является издание «Математического сборника» и «Словаря математической терминологии».

Подготовка специалистов, отвечающих требованиям внутреннего и зарубежного рынка труда, сегодня в государственной политике Таджикистана является одним из приоритетных направлений, государство и Правительство страны принимают последовательные меры для достижения этой цели путем увеличения финансирования всех ступеней образования.

В связи с вопросами обучения и воспитания хочу напомнить, что для воспитания просвещенного и талантливого поколения учебник и брошюра играют очень важную и даже решающую роль.

В связи с этим мы в целях повышения уровня знаний и просвещения народа страны, особенно подростков и молодежи, привлечения к книгам и чтению, улучшения качества обучения, совершенствования мастерства ораторства и обращения к прославленному творчеству выдающихся таджикских и мировых литераторов, уважения к истории, языку, литературе, древней национальной культуре и цивилизации, то есть в целом нравственному воспитанию общества, организовали конкурс «Мудрости зари сиянье – книга».

Анализ и наблюдения показывают, что до сих пор вызывает тревогу состояние охвата студентов высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений и учащихся средних общеобразовательных учреждений этим конкурсом.

В связи с этим специалисты, учёные сферы педагогики должны изучить причины и факторы скудного чтения книг учащимися.

В этом направлении, прежде всего, необходимо, чтобы сами преподаватели, учителя и родители любили книги, сами читали их, показывали пример подросткам и молодёжи.

Анализ и оценка качества образования свидетельствуют о том, что одной из основных причин снижения качества обучения является меньшее внимание учащихся к чтению художественных книг, в первую очередь, это заключается в том, что в девяностые годы прошлого века в связи с политической и социальной ситуацией того периода таджикский язык и чтение в начальных классах были объединены, и до сих пор эти два предмета преподаются вместе.

То есть, чтение, которое направлено на развитие навыков чтения, улучшение качества чтения книги, анализ значения слов, развитие красноречия и ораторского мастерства учащихся, было одной из основных дисциплин, но снято с учебного плана.

Такая инициатива проводится не только в образовательных учреждениях нашей страны, но и во всех соседних странах, в большинстве стран мира предмет чтения рассматривается как отдельный урок.

Поэтому Министерству образования и науки поручается в рамках часов, отведенных для обучения таджикскому языку (в объеме 10 часов в неделю), проводить отдельные занятия по предметам таджикского языка и чтения, после чего принять необходимые меры для ввода урока таджикского языка и урока чтения в начальных классах, издания книг по этим двум предметам и пересмотра учебных планов начальных классов.

Уважаемые присутствующие!

Город Душанбе, как столица нашей независимой Родины, развивается из года в год.

В городе наряду с возведением важных объектов инфраструктуры столицы особое внимание уделяется вопросам строительства и создания новых современных учреждений, отвечающих требованиям эпохи.

Необходимо отметить, что только в течение 2017-2020 годов в Душанбе на сумму свыше 450 миллионов сомони были построены 24 общеобразовательных учреждения на 31 тысячу посадочных мест и создано 9 дошкольных учреждений для почти 2000 детей.

Кроме того, в рамках Плана мероприятий по случаю 30-летия Государственной независимости в Душанбе продолжается строительство 19 общеобразовательных учреждений на более чем 41 тысячу посадочных мест и 7 дошкольных учреждений для 1900 детей.

Строительство гимназии для одаренных учащихся на Береговой улице района Фирдавси города Душанбе на 2500 учащихся началось в 2019 году.

Открываемое сегодня учреждение, которое считается самым большим в стране, состоит из 6 четырёхэтажных и 1 пятиэтажного здания.

Учреждение состоит из 73-х классов, предметных лабораторий, в том числе по физике, химии, биологии, лингафонных классов для изучения русского, английского, немецкого и китайского языков, библиотечного зала, электронного зала, трудовых учебных классов по обработке металла, дерева, скульптур, обучению пошиву одежды, поварскому искусству и других необходимых вспомогательных кабинетов.

Также учреждение имеет лучшие условия для тренировок, спальные комнаты для младших классов, 2 спортзала, столовую для учащихся на 340 посадочных мест и столовую для учителей.

Руководство и жители Душанбе, наряду с другими городами и районами страны, осуществляют созидательные планы в честь 30-летия Государственной независимости Таджикистана, до сегодняшнего дня создано более 250 новых социально-производственных объектов, в том числе 57 современных промышленных предприятий сданы в эксплуатацию.

Как было отмечено выше, в течение года, то есть в текущем году, будет сдано в эксплуатацию более 200 новых учебных заведений.

Уважаемые родители должны серьезно контролировать процесс обучения и воспитания своих детей и придавать первостепенное значение вопросам создания условий для их изучения и получения знаний.

Наша цель — создание наилучших условий для вашего обучения и воспитания, чтобы с помощью таких благоприятных возможностей вы побольше читали, учили, осваивали профессии и ремёсла и в будущем верно служили народу и Родине в качестве молодых кадров.

Вы, сегодняшние подростки и молодежь, то есть счастливое поколение периода независимости, являетесь будущими хозяевами Родины, государства и достойными детьми завтрашнего дня нации.

Мы возлагаем большие надежды на каждого из вас.

Еще раз поздравляю всех вас, дорогие учащиеся и студенты, уважаемые учителя и педагоги, родители по случаю священного праздника — 30-летия Государственной независимости, Дня знаний, Урока мира и открытия 214 новых учебных заведений, которые по всей территории страны в преддверии великого национального праздника открыли свои двери детям таджикского народа, желаю всем здоровья, успехов, высокого национального и патриотического чувства, а учащимся гимназии – хорошей учёбы.

Будьте всегда здоровы и счастливы!

Источник: НИАТ «Ховар»