ДУШАНБЕ, 19.06.2022 /НИАТ «Ховар»/. В Душанбе недавно находилась российская кинозвезда таджикского происхождения Саёра Сафари, которая побывала у нас в гостях и ответила на несколько наших вопросов. Некоторые отрывки из беседы мы уже напечатали. Сегодня представим читателям ее полную версию.  

НАША СПРАВКА:

Саёра Сафари (Сафарова Саёра Саидовна) родилась 21 марта 1991 года в Душанбе. У нее трое братьев и сестер, один из братьев живет в США.

С ранних лет много читала. С 14 лет увлеклась театром. В 2008 году перебралась в Москву.

В 2012 году окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, курс Виктора Коршунова.

Снималась в фильмах: «Десантура» (2009, роль Ситоры), «Гюльчатай» (2011и 2013, роль Гюльчатай), «Салам Масква» (2012, Гуля), «В ожидании моря (Waiting For The Sea, 2013, роль жены), «Московская борзая» (2014, компьютерщица), 1001 (2014, роль Лейли), «Без границ» (No borders, 2015), «И я там был» (2016), «Вернуть любой ценой» (2016), «Миленький ты мой» (2020).

— Саёра, расскажите о своих детских мечтах, как Вы себе представляли взрослую жизнь, если помните…

— Забавный у вас вопрос. Как и все дети, взрослую жизнь представляла безоблачной. Мои мечты были связанны с самосовершенствованием, наверное, комплексы большой семьи — быть самой любимой и замеченной. Всегда добиваться внимание авторитетов, то бишь, родителей. Ну, психология пошла… (улыбается).

— Конечно, психология – штука сложная. Но я бы не назвал это комплексом или недостатком, скорее всего, это достоинство – стремиться к чему-то хорошему. А потом большая семья – это всегда больше любви, больше радости и счастья…

— И больше забот и ответственности. Я вам открою маленькую тайну (серьезно): у меня было вечное стремление к независимости. Если честно, почти все, что я представляла о взрослой жизни, свершилось. Сама себе хозяйка, как говорится, сама себе режиссёр. То есть, меня устраивает моя сегодняшняя взрослая жизнь.

— Ну, это похвально – быть независимым, это и честь, и  слава человека, это проявление его зрелости и самостоятельности. Нет ничего ценнее независимости и свободы. Но Вы должны знать, что абсолютной независимости и свободы не бывает…

— Да, конечно, в этом я согласна с Вами на все сто. Я имею в виду независимость и свободу в том понимании, что человек должен пытаться  самостоятельно мыслить, делать что-то, выбирать свой жизненный путь, зарабатывать себе на жизнь, в конце концов. А так, естественно, мы все всегда от кого-либо или чего-либо в той или иной степени зависим. Например, от силы природы, от законов государства, от общества в целом…

— Как сказал дедушка Ленин: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

— Да, конечно. Мы не можем и не должны чувствовать себя свободными от социума, от ответственности и обязанности перед окружающими нас людей, перед своими родителями, перед семьей и родиной.

— А вот что сказал Эрнест Хемингуэй: «Каждый должен делать то, что хочет и может, и делать так, чтоб это было правильно». В этом плане я думаю, что Вы делали все правильно: стали актрисой. Хотя пришли в эту профессию, насколько я знаю, ненамеренно. Так? 

Саёра Сафари с актером Егором Корешковым

— Да, так получилось…

— Расскажите, пожалуйста,  поподробнее.

— Я увлеклась театром с 14 лет, когда училась в 90-й душанбинской школе,  хотя страшно боялась сцены, зрителей. Тогда мы вместе с подругами занимались  волонтерами в «Молодежной силе»…

— Это что за организация?

— Это Youth power — организация по здоровому образу жизни при таджикского представительства ЮНИСЕФ, там  ставили различные спектакли. И мне, представляете, доставались одни главные роли, несмотря на то, что я не планировала связывать свою жизнь с актерской деятельностью. Просто это, наверное, было у меня ещё с детства, когда у нас отключали свет, и я выполняла функцию телевизора: последние новости про наш двор, события связанные с окружением, передавались, через меня (улыбается). И, скорее всего, мечтала стать журналистом, как моя старшая сестра Ситора, которая в то время работала диктором на Первом канале таджикского телевидения.  Всегда подражала ей. Представьте картину: отец, после работы, света нет, телевизора нет, хватает пульт и зовёт: «Телевизор на солнечных батареях!».  И я тут, как тут. Можно было «переключать каналы», если новости неинтересны, тогда можно было посмотреть пляски и пение (смеётся).

— Дааа, весело проходило у Вас детство. Ну а потом?

— А потом, когда училась в 11-м классе, из Москвы приехала съемочная группа фильма «Десантура». И пригласили на пробы мою сестру Ситору, которая уже снималась вместе с несколькими ведущими таджикскими актерами  в иранском многосерийном фильме «Дар чашми бод» («На глазах у ветра» – Прим. ред.) режиссера Джафара Джузджони. Чтобы Ситора не возвращалась одна поздно домой, отец попросил меня сходить с ней на кастинг. Но на кастинге режиссер пригласил и меня на пробы. И в конечном итоге на роль утвердили меня. Съемки проходили в Таджикистане, в Душанбе. Наши сцены снимали на Нагорном, если правильно помню. Остальное, далеко, в горах… Именно режиссер этого фильма убедил меня выбрать актерскую профессию. И я в 2008 году она перебралась в Москву. В 2012 году окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина.

Михаил Семёнович Щепкин. Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Фото: wikipedia.org

— Но это не просто училище, оно имеет статус института, его окончили многие знаменитости.

— Ага, это алма-матер Народных артистов СССР Юрия Соломина и  Ирины Чуриковой, Народных артистов России Олега Меньшикова, Александра Домогарова, Дмитрия Хартаньяна, Станислава Любшина, Олега Даля, известного актера и телеведущего Егора Бероева … все они являются выпускниками «Щепки». Кстати, это училище славится своей методикой работы в подготовке национальных кадров.

— Я думаю, широкая известность пришла к Вам именно в те годы…

— Да, в 2011 году, после «Гюльчатая» режиссера Романа Просвирнина (улыбается). Хотя сначала не хотела играть эту роль…

— Почему?

— Когда мне предложили ее, я сдавала экзамены и была занята представлением дипломной работы. Но потом видела, что на кастинг пришли много красивых и колоритных девушек азиатской внешности, и подумала, почему бы не попробовать?

— Это было Вашей первой главной ролью, и сыграли Вы ее прекрасно. Картина была показана по Первому каналу российского телевидения. Зрители, увидевшие этот фильм, в своих интернет-комментариях называли Вас «нежной феей», «красавицей», «самой красивой актрисой».

Это своеобразное послание о том, что везде есть и плохие, и хорошие люди, а истинная любовь не подчиняется каким-либо правилам, она не признает ни границ, ни рас, ни конфессий.

Кадр из фильма «Гюльчатай»

— Вы правы, любовь — это  неисчерпаемая и вечная тема для режиссеров, сценаристов, писателей и поэтов, она является важнейшей темой и  таджикско-персидской  литературы. Вообще-то, во всех картинах, в том числе в  мелодраме Александра Котта «1001», где Вы сыграли роль Лейли, Вы воплощаете это прекрасное чувство  человечества.

— Да, даже во второстепенных ролях…

— Говорят, от любви сыгранной до любви настоящей — один шаг… 

— Отвечу так: с коллегами по съемочной площадке стараюсь не заводить отношения. Служебный роман – это не по мне. Когда мне было 16 лет, впервые меня сосватали. Но я отказалась идти за нелюбимого, несмотря на негодование родителей. Позже меня еще не раз звали замуж, но пока своего, как говорится, человека не нашла…

— Допустим, к Вам на улице подходит молодой незнакомый  человек и предложит Вам руку и сердце. Каким он должен быть, чтобы Вы приняли его предложение?

— Он должен отвечать за свои поступки.

— А теперь перефразирую вопрос: если этот молодой человек представит себя режиссером и предлагает сняться в фильме… Как Вы решаете для себя, будете работать с ним или нет?

— Думаю, я соглашусь, если картина не противоречит моим моральным принципам и не оскорбляет наших национальных чувств. Все зависит от человека, ты общаешься с ним и понимаешь, можно ли верить ему…

— Почти все фильмы, в которых вы снимались, — телесериалы. Их создание  как-то отличается от большого кино, от полнометражных фильмов?

— Почти ничем, разве что, количеством отснятого в определенное время материала. Ну, скажем, за один час интервью мне надо было бы ответить не на один, а на пять Ваших вопросов… Если сценарий полнометражного художественного фильма прописывается заранее, то сюжет сериала раскручивается по ходу действия и его сценарий оперативно разрабатывается уже в процессе съемок. То есть, как в кафе или закусочных под названием «Бистро», которые у нас, в Душанбе называют «Тезтайёр».

Я понял. Но … «бистро» — это французское? От французского «bistro»…

— Да. Но есть версия такая, что российские казаки, вошедшие в 1814 году в Париж в составе войск антинаполеоновской коалиции,  спешили на караул и торопили обслуживающий персонал заведений местного общепита, выкрикивая: «Быстрее! Быстрее!» От искаженного русского слова «быстро» и произошло название «бистро».

— Вот оно что! А, бывает,  когда  в этих маленьких «тезтаёрах» готовят не менее вкусно, чем в больших ресторанах… Так же можно сказать и о сериалах.

Это правда. Сегодня всё больше людей постепенно переходят на сериалы, отказываясь от фильмов.

Скажите, к чему Вы стремитесь  в кино?

— Если без ложной скромности – хочу стать мировой актрисой (улыбается). Хотя и так, должна Вам сказать,  актеры заняты любимым делом, охвачены вниманием зрителей,  у них есть все, чего только можно желать.

— Но при этом, как я понял, не помешало бы  сыграть в голливудских фильмах?

— А почему бы нет?

— То есть,  Вам не чуждо  «наглая творчество» — есть такое выражение в мире искусства. Не сама наглость, то есть, бесстыдство, дерзость какая-то. А творческая наглость или наглое творчество, то есть отсутствия боязни перед трудностями играть в любой роли… Вы может сыграть в фильме о маньяке, где убивают, сжигают…

— Опять-таки, зависит от того, что тебе предлагают. Буду исходить от нравственных принципов, о чем говорила раньше. Что касается убийства… Раньше мне задавали вопрос: а ты можешь убить человека? Я тут же ответила: нет, что Вы!  А сейчас думаю несколько иначе…

— Что конкретно? 

— Однажды мы съездили вместе с отцом  в его родной Муминабад – это удивительное место! И я впервые видела там  гору «Чилдухтарон» (Сорок девушек). Отец, показывая на красноватые скалы, рассказал мне, что они  некогда были прекрасными и обворожительными девушками. По его словам, эта местность издревле славилась богатством и плодородием. Такое изобилие постоянно привлекало внимание воинственных соседей, которые неоднократно пытались проникнуть в окруженные горами долину, чтобы поработить местных жителей, но раз за разом они получали отпор. Однажды на лакомый кусочек обратил взор грозный Чингисхан, который послал сюда войска с приказом покорить этот горный край. Все мужчины долины встали на защиту родной земли, но силы были не равны. И когда воины ущелья пали в жестоком бою, их место заняли сорок юных дев в мужской одежде. Они бились три дня и три ночи, истребив множество врагов, но настал момент, когда  захватчики окружили горстку обессиленных защитниц. И тогда они обратились к Аллаху с мольбой не допустить попадания в плен и надругательства над их честью. В тот же миг сорок девушек обратились в сорок скал красного цвета, так как все они с головы до ног были покрыты кровью противников…

Так вот я задумалась, что не дай Бог, если снова на нашу землю ступит нога врага, то я готова вступить в бой с ним, так же как те девушки из легенды…

— Хвала Вам и честь!  За Вашу искреннюю любовь к родной земле.

— Спасибо.

— Я слушал в ролике Вашу песню в  сериале «Гульчатай» «Птичка певчая»…

 (Невольно и тихим голосом запевает) Птичка певчая, лети, Забери мои печали! Птичка певчая, найди его, скажи, Что я люблю, Что я о нём скучаю…

— Знаете, когда я слушал песню, я представил, что вы поёте о Родине, что Вы скучаете по Родине, по родным и близким для Вас людям, по знакомым душанбинским улицам…  

— Вы правильно угадали.

— Кстати, в эти дни в Душанбе проходит Вторая конференция высокого уровня, посвященная Десятилетию действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 гг». Что Вы думаете по этому поводу?

— Я горда и счастлива, что нахожусь в  Таджикистане именно в эти дни. Знаете, почему?  Я играла в фильме «В ожидании моря»,  действие  которого происходит на фоне высохшего Аральского моря и затрагивает влияние экологической катастрофы на судьбу людей в этом регионе.

— Этот фильм, по-моему, начал снимать в свое время покойный Бахтиёр Худойназаров в соавторстве с Россией, Украиной, Казахстаном, Германией, Францией и Бельгией…

Да, точнее сказать, последняя часть задуманной Худойназаровым  трилогии, которая началась с его фильма 1999 года  «Лунный папа», помните? А вторая часть трилогии, трагикомедия под названием «Живая рыба» по сценарию Олега Антонова, проектировалась с 2000 года, но так и не была завершена в результате финансового кризиса 2008 года и смерти продюсера Карла Баумгартнера  в 2014 году и Худойназарова в 2015 году.

— Понятно.

— Моя мама родом из Казахстана, она смешанная таджичка, но родилась там,  недалеко от  той зоны экологического бедствия, жила, можно сказать, в ритме Арала. По ее рассказам,  когда морю хорошо, то и людям было хорошо. А теперь того, прежнего Аральского моря уже нет, и выглядит оно как пустыня и называется Аралкумом.

— Сейчас Глава нашего государства является и Президентом Международного фонда спасения Арала.

— Да? (заинтересованно). Это здорово! Хочется надеяться, что море будет восстановлено.  Мне гордо от того, что именно  наш Президент уважаемый Эмомали Рахмон стал мировым лидером в решении водных вопросов и его  инициативы в этом направлении поддерживаются самой ООН и ценятся мировым сообществом. И в столице нашей страны происходят такие крупные международные форумы и сюда приезжают сотни зарубежных гостей, несмотря на то, что пандемия еще не закончилась. Верят в эпидемиологическую безопасность Таджикистана.

— 18 апреля 2021 года Вы оставили на своей странице в Facebook такую запись: «В моем любимом Душанбе Президент объявил победу над коронавирусом! Да, да  мы такие!». И Ваша фотография, смотрите на свой мобильный телефон, поднимая два пальца вверх. Стоите в каком-то помещении, похожем на больницу… Где Вас догнала эта  радостная весть? 

— Да, в больнице в Москве. Я лежала там с коронавирусом. Мне было плохо, но меня вылечили. Я благодарна врачам медсестрам.

— Да, все врачи, которым в те трудные дни приходилось работать без выходных, спасая пациентов, вызывают особую благодарность. Я тоже переболел.

—  Поводов, чтобы гордиться нашей страной, можно привести очень и очень много. Лично я горжусь каждым событием в истории развития нашей страны, так как являюсь ровесницей независимого Таджикистана. Я родилась в 1991 году 21 марта – в день Навруза, который также благодаря стараниям нашего Президента уважаемого Эмомали Рахмона стал международным праздником.

Горжусь страной, где я родилась, знаю историю нашего народа и чту память тех, кто прославил  наш Таджикистан.

— Откуда у Вас тяга к истории?

От отца. Не зря говорят, что всё мы унаследуем от своих родителей. Мой отец  Саид Сангин (Сафаров Саид Сангович. – Прим. ред.) —  писатель и поэт, историк и филолог, работает в государственном литературном журнале «Памир» заместителем главного редактора.

— Вы дочь Саида Сангина?

— Да.

— Ого, он переводит на русский наших классиков, перевел Рудаки, Хайяма, Хафиза, Саъди… Это очень  ценно для нашей литературы. И сам пишет прекрасные стихи. Я помню даже эти его строки:

До середины мая в Душанбе правят тюльпаны,
Потом начинается эра величественных роз…
А в парках и в садах магнолии зовут на балы,
И взоры ведут за собою в миры цветочных грёз…

— А ведь так и есть, правильно? (улыбается). Улицы и парки Душанбе сейчас утопают в море цветов. А вечером город вообще бесподобен! Я отправляю видео моим знакомым в Москву, уни спрашивают: «Саёрка, ты в Нью-Йорке?». Я отвечаю: «Нет, в Париже!». Они удивляются еще больше: «В Париже?!». «Да, — говорю, — в нашем маленьком Париже. Это Душанбе – город моего детства».

В нашей стране живут умные и трудолюбивые, гостеприимные и отзывчивые люди, переживающие за общественные дела, как за собственные.

— Что правда – то правда. Об этом говорят и  многочисленные туристы из других стран, которые приезжают к нам, чтобы погрузиться в неповторимую таджикскую культуру, полюбоваться историко-культурными достопримечательностями, чудесной природой и  горными пейзажами.

— Знаете, что я думаю. В истории есть много великих людей,   правителей-реформаторов, полководцев, ученых, жизнью и деятельностью которых мы восхищаемся. Они смогли выбираться из очень сложных ситуаций. Многим из них в этом помогло их смелость, храбрость, несгибаемость и решительность,  умение трезво мыслить, здраво рассуждать и выбирать правильный план действия…  Вот наших президентов – Эмомали Рахмона и Владимира Путина, которые, кстати, ровесники, я бы отнесла к этой категории выдающихся  личностей…

— Согласен с Вами.

Саёра Сафари первая справа

— Президент Таджикистана совершает умные исторические поступки. Каждый раз, когда приезжаю сюда навестить своих родных, я заново поражаюсь красотой города Душанбе. Как говорится, каждый раз как в первый раз. Столько преобразований! Да не только в столице, по всей стране. Строят новые красивые здания, современные дороги, туннели, школы, парки, дворцы культуры, спортивные комплексы. Стремительно меняется не только облик городов и сел, но и сами люди, как  в целом и наш мир.  Они изучают языки, осваивают новые технологии, приобретают нужные знания, читают. Правительство делает все, чтобы сохранить и развивать таджикский язык, таджикскую культуру, возродить национальную самобытность. Все это очень важно и не может не радовать…

— А что Вас больше всего в жизни печалит и тревожит? 

— В мире меня больше всего беспокоит его деградация, нагнетание гонки вооружений,  уход  от мирного сосуществования к периоду хаоса и отсутствия здравого смысла.  Тревожат проблемы с изменением климата на планете. Почему мы так устроены, что вмешиваемся слишком настойчиво в природу, нарушая баланс, пытаясь выжать из земли все возможное. Посмотрите на эти эпидемии и катаклизмы…  Может, природа нам мстит?..

— Наверное…

— А еще печалит  большая озлобленность людей, большая разобщенность, то, что растет уровень агрессивности части из молодежи — не только в наших странах, да во всем мире.  Сами создают фейки и сами начинают в них  верить… Сейчас, к сожалению, да и всегда, наверное,  так было, часть людей вообще не читают, подвержены неподлинной информации извне, не могут отличать правду от лжи, не развиваются. Ведомые, тем самым, легче управляемые. Хочется, чтобы люди читали, развивались, знали свои права и обязанности. Знали свою историю, свой родной язык и корни.

А в жизни меня тревожит судьба моих родных людей…

— Да пребудет с Вами Бог – Худо ёратон! Желаю вам мира, добра и удачи! Будьте всегда счастливой!

— Спасибо, и Вам того же…

 

Источник: НИАТ «Ховар»