ДУШАНБЕ, 23.11.2020 /НИАТ «Ховар»/. В последние годы в общественных науках и культурологии стали популярны термины «мягкая сила» и «культурная дипломатия», а развитые страны, в том числе США, Англия, Франция, Италия, Германия и Россия, благодаря использованию этих социальных ценностей добились значительных достижений. Круг и масштабы дискуссий и дебатов вокруг этих устойчивых понятий оказывают глубокое влияние на государственное управление, политику и дипломатию, страны важнейшие концептуальные вопросы внешней политики решают посредством их. В своей внешней политике они опираются на эти объединяющие факторы и укрепляют свою позицию на арене международных отношений.

С появлением понятий «мягкая сила» и «культурная дипломатия» в отношениях между государствами еще больше укрепляется позиция культуры, и государства стремятся к тому, чтобы расширять культурное и литературное сотрудничество и обеспечивать взаимопонимание между народами и странами.

Понятие «культурная дипломатия» зародилось в 1930-х годах XX века в бывшем Советском Союзе и имело пропагандистский и политический характер. В тот период для большего осуществления  индустриализации страны возникла необходимость привлечения выдающихся ученых в области техники и технологии, видных культурных и литературных личностей из развитых зарубежных стран. Государственные деятели того времени, с этой целью используя культурную дипломатию, приглашали известных ученых, писателей, именитых философов, таких как Герберт Уэллс, Ромен Роллан, Бертран Рассел, Андре Жид, в Страну Советов и, пользуясь их рабочим, научным опытом и общественной позицией, укрепляли связи с зарубежными странами. Этот метод работы продолжался и в дальнейшем, ведущие страны стали использовать этот опыт, для расширения культурной дипломатии начали искать новые созидательные пути и таким образом открыли широкую дорогу для развития культуры. Но в последующем круг этой политики в Стране Советов ограничился, а в странах Запада продолжалось осуществление необходимых мер для укрепления культурной дипломатии.

Этот процесс интенсивно продолжался в Англии, а затем занял подобающее место во внутренней и внешней политике в Германии, Италии, Франции и США. По мнению западных исследователей, «культурная дипломатия» способствовала улучшению взаимовыгодного сотрудничества стран. Таким образом, углубились смысл и содержание культуры, что дало возможность вобрать в себя литературу, искусство, образование, средства массовой информации, в том числе телевидение, кино, музыку, театр, цирк, Интернет, социальные сети, а также туризм и миграцию.

Американский ученый Мильтон считает, что культурная дипломатия есть ничто иное как «обмен идеями, информацией, святынями, традициями, верой и другими аспектами культуры, что может улучшить взаимопонимание». В такой ситуации культурная дипломатия превращается в часть народной дипломатии и вбирает в себя комплекс практических воздействий, тактико-стратегическая цель которых — расширение культурного сотрудничества между государствами, организациями и международными институтами. Таким образом, наряду с дипломатией элит укрепляется народная дипломатия, и все больше расширяется культурный обмен простых людей. Другими словами, наряду с выдающимися политиками, послами и чиновниками, деятелями культуры и литературы, творческими личностями, обретающими региональный и мировой авторитет и престиж, могут оказать влияние на сотрудничество стран и добиваться желаемых результатов.

С усилением глобализации в современных условиях культура стала составной частью международной политики и «культурной дипломатии» государств, способствует укреплению дружественных связей. В рамках культурной дипломатии можно использовать искусство, в частности, театр, кино, музыку, танцы, изобразительное искусство, скульптуру, выставки, образовательные и научные программы, литературу, создавать библиотеки, освещать новости и показывать культурные программы за пределами страны, а также организовать диалог религий.

Наряду с укреплением культурной дипломатии большое значение имеют организация культурных программ с привлечением для участия известных личностей, учреждение грантов, стипендий, академических обменов, проведение тренингов и конференций, а также доступ к информационным каналам. Таким образом, культурные связи могут стать выгодным средством массовой дипломатии государств и играть заметную роль в формировании их позиции.

Появление термина «мягкая сила» также имеет не столь отдаленную историю, он зародился в 30-х годах минувшего столетия. Еще в 1939 году Эдвард Халлетт Карр (1892-1982), историк, дипломат и теоретик международных связей, мощь государства в международной деятельности разделил на три части: военную силу, экономическую силу и мягкую силу (силу, которая доминирует над мыслью) и третью силу расценил как крайне важное средство для достижения желаемых результатов. Эта точка зрения, к сожалению, в дальнейшем не была подвергнута исследованию, а ее сути не было придано должного значения.

К этому вопросу позднее обратился Джозеф Ной и через СМИ сделал концепцию «мягкой силы» публичной, собрал множество сторонников. По мнению этого ученого, «мягкая сила» опирается на три источника: культуру, политическую ценность и чаяния и устремления в направлении внешней политики. Особенно он считал культуру мощным элементом мягкой силы и расценил важным в формировании мировоззрения в эволюции сознания людей. Он придерживался мнения, что Правительство и государство при правильном использовании «мягкой силы» могут с легкостью добиться целей, поставленных ими в своей внутренней и внешней политике. Он был убежден, что культурные, литературные, философские и этические ценности, в которых содержится высокий гуманистический смысл, могут способствовать на этом пути и укреплять позицию государств в обществе.

Действительно, культура (в широком ее понимании, о чем говорилось выше, – А. Р.) со своей созидательной природой усиливает индивидуальную и социальную активность, непосредственно влияет на нравственное и политическое поведение членов общества. Отсюда культурная дипломатия и мягкая сила, объединяющая все эти сферы, достойным образом направляют их на защиту и охрану национальных интересов и используются для продвижения внутренней и внешней политики. Если в былые времена страны своих стратегических целей добивались путем использования военной силы или же в своих дипломатических отношениях целенаправленно демонстрировали свою военную мощь, то в нынешнем веке государства предпочитают добиваться успехов путем повышения уровня науки и знаний, поддержки культуры и духовности, и таким образом умножают свою силу. Другими словами, государства посредством развития образования и культуры продвигают свои страны и таким путем укрепляют их позиции в мировом сообществе, тем самым увеличивают свое влияние среди других государств. Поэтому наряду с основными стратегическими факторами как важный элемент мощи государства почитаются культура и литература, другие виды искусства, образование и наука, признаются в качестве мягкой силы.

Принимая во внимание это, профессор Гарвардского университета Джозеф Ной разработал концепцию мягкой силы на основе культуры и посчитал ее важной в укреплении взаимовыгодного сотрудничества между государствами. В дальнейшем эта концепция развивалась политиками, культурологами и учеными, в рамках внешней политики воспринималась наряду с понятием «культурная дипломатия».

Понятие «мягкая сила» состоит из двух слов, несущих политический и культурный груз, в целом признается как сила, объединяющая народы и нации с использованием культурных ценностей. Значение слова «сила» в основном связано с властью, а «мягкое» охватывает культуру и нравственность. Другими словами, «мягкая сила» — это высокое искусство привлечения культурных личностей для повышения и укрепления имиджа стран.

Культура играет ключевую роль в концепции мягкой силы, посредством которой другие страны вовлекаются в изучение национальной культуры. В этом случае, как упоминалось выше, диапазон культуры расширяется и включает язык, литературу, архитектуру, кино, музыку, живопись и другие виды искусства и науки, включая туризм. В то же время мягкая сила отличается характерной чертой, благодаря которой некоторые инициативы великих стран реализуются или признаются в других странах. Поскольку четыре конструктивные инициативы Правительства Таджикистана по глобальной проблеме водных ресурсов в мире были признаны Организацией Объединенных Наций, они играют ключевую роль в укреплении внешней политики страны в качестве мягкой силы. В частности, запуск Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» позволит мировому сообществу работать над этим проектом и поддержать творческую инициативу Таджикистана по обеспечению населения планеты питьевой водой и другим вопросам, связанным с водным обеспечением.

Мягкая сила также является частью культурной дипломатии. Культурная дипломатия может использовать все вышеперечисленные элементы в международных отношениях.

В целом «культурная дипломатия» и «мягкая сила» являются распространителями и пропагандистами национальной культуры, политических святынь и образа жизни и играют важную роль в создании достойного образа каждого государства на мировой арене.

В последние годы государства также стремятся содействовать миру и стабильности путем развития культурной дипломатии и использования мягкой силы, а также для обеспечения мирной атмосферы. Эту достойную инициативу также поддерживает Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Эта авторитетная организация использует культурную дипломатию как средство широких и взаимовыгодных отношений между государствами и народами, стремится укреплять и поддерживать их, тем самым поддерживает многие культурные и исторические проекты, выделяет средства на их осуществление, защиту и возрождение духовности и культурных универсальных ценностей.

В современном мире, где бушуют ожесточенные войны, и разрушаются исторические и культурные памятники, одним из способов положить конец этим конфликтам и защитить исторические памятники является культурная дипломатия и активное использование мягкой силы. Эта благородная и достойная инициатива в контексте учета общности государств и народов без насилия приближает их к политической стабильности и полному единству.

Поэтому эксперты в области международных отношений используют культуру как четвертый столп внешней политики государства, за последние три десятилетия решая большинство конфликтов и споров посредством культурной дипломатии. В то же время, представляя культуру как важный фактор идентичности, они считают ее ключевым элементом в построении единства и солидарности внутри страны и укреплении статуса и положения государства. Наряду с этим считается опасным заходить слишком далеко в этом направлении, это рассматривается как средство разжигания неприязни среди граждан, а соблюдение умеренности и толерантности в этом вопросе рассматривается как главное условие. Поэтому в современной дипломатии, используя мягкую силу, почитают величие культуры как средство, формирующее менталитет, и созидательным образом применяют в процессе диалогов.

В нашей республике язык, литература, наука, образование, культура и информация также входят в «мягкую силу», и таким образом имидж страны на международной арене растет. Внимание к культурным и литературным структурам наряду с материальными элементами является одной из особенностей политики независимого таджикского государства и играет важную роль в формировании мировоззрения общества.

Правительство страны под мудрым руководством Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона с первых дней независимости, почитая культуру, декларировало ее как сущность нации и создало благоприятные условия для ее развития. Этот выдающийся политический деятель прилагает громадные усилия для возрождения культурных ценностей и организовал много мероприятий во имя укрепления национальной культуры внутри страны и за ее пределами, каждое из которых сыграло значительную роль в деле укрепления позиции Таджикистана на мировой арене. Особенно возрождение истории и прославление великих литературных и культурных личностей прошлого и настоящего Лидер нации использует как средство формирования самосознания и самопознания граждан Таджикистана, а также в деле создания государства и укрепления национального менталитета и тем самым вложил громадный и бесценный вклад в укрепление основ национального государства.

Когда речь заходит о культурном Таджикистане, его история и география представляются намного шире границ и рубежей сегодняшнего Таджикистана, они связаны с соседними странами, и позиции таджикского языка и литературы распространяются по всему региону.

Наша прошлая история так сильно связана с литературой, что нет необходимости ее комментировать.

Таджикистан обладает богатой национальной культурой, которая может воспользоваться преимуществами мягкой силы, каждая составляющая которой полна уникального гуманизма, основанного на человеческих ценностях. Эта, казалось бы, мягкая и очень сильная сила увеличивает силу Таджикистана и поднимает имидж таджикского государства среди стран мира.

Отличительной чертой политического устройства Таджикистана является его национальная сущность. В начале Государственной независимости Правительство заложило основу для политического и социального пробуждения народа. Но отсутствие национальной организующей силы, которая могла бы превратить чаяния различных групп людей в национальную потребность, ввергло страну во внутренние конфликты. Однако древняя мудрость цивилизованного таджикского народа под руководством Лидера нации Эмомали Рахмона позволила нам преодолеть этот политический кризис и выбрать путь мира и стабильности как средство укрепления полного единства и проложить путь для дальнейшего развития нашей страны.

Таким образом, Таджикистан смог укрепить свои позиции на международной арене и эффективно проводить мероприятия по продвижению культурного и литературного потенциала страны с другими странами.

Во внутренней и внешней политике Таджикистан эффективно использовал литературное наследие своего прошлого, более чем тысячелетнюю литературу, богатую культуру, привлекательную географию для экологического туризма, водные ресурсы и бесчисленные минеральные ресурсы, которые являются одними из уникальных богатств Таджикистана, укрепляет свои позиции среди стран региона и мира. Эти естественные возможности эффективно используются в качестве мягкой силы в построении и укреплении международных отношений, и тем самым Правительство предотвращает эгоистичные нападения иностранных культур.

Таджикистан также использует культуру как средство расширения территории распространения языка, развития литературы, культурного обмена, использует исторические и литературные события в дипломатической деятельности. В то же время, имея широкий доступ к международным информационным сетям, он представит своих исторических и культурных деятелей и укрепит мягкую силу страны. Он поддерживает связи со многими международными организациями, международные экологические движения, принимает активное участие в антивоенных движениях, организует конференции дружбы со странами по всему миру и участвует в международных культурных кампаниях и мероприятиях. В частности, он играет ключевую роль в популяризации таджикской литературы тысячелетней давности. Это утверждали такие крупные исследователи таджикского культурного и литературного наследия, как Эдвард Браун, Садриддин Айни, Евгений Бертельс, Абдулгани Мирзоев, Саид Нафиси, Эрадж Афшар, Ёршотир Эхсон, Ян Рипка, Иржи Бечка и другие. Количество литературных произведений на таджикском, персидском и дари намного выше, чем на других языках. С точки зрения качества уникальные произведения Рудаки и Фирдоуси, Хайяма и Саади, Мавлоно и Шейха Аттара, Хафиза и Камола Худжанди полны высоких человеческих концепций, известностью и популярностью которых пользуется человечество, и оказали влияние на литературу многих народов.

Празднование 700-летия Камола Худжанди, высокая оценка Генерального секретаря ЮНЕСКО г-жи Одри Азулай таджикской литературы и публикация произведений Камола на русском, английском и китайском языках, а также высказывание деятелей науки и литературы о творчестве этого гения Востока являются отражением использования мягкой силы национальной культуры, которая улучшает имидж Таджикистана на международной арене. Или чтение произведений Малави в большом количестве и повсеместно в Соединенных Штатах — это знак продвижения мягкой силы таджикской культуры на мировой арене. Таким образом, таджикская культура и духовность знакомятся с миром, и возрастает любовь людей других стран к гуманистическим идеям Мавлоно.

Ежегодно через ЮНЕСКО Таджикистан представляет комплексные проекты по защите своих исторических памятников, материального и нематериального наследия, которые признаются компетентными международными комиссиями, и принимаются соответствующие решения по их защите и представлению. Таким образом, мы представили нематериальное культурное наследие нашего народа, такое как «Шашмаком», «Фалак», «Чакан», «Оши палов», и сегодня мир знает об этом нематериальном наследии таджиков, специалисты в этой области высоко оценивают ценность этого культурного наследия, проводят научно-исследовательские работы. Таким образом, мы по праву включили Навруз в список международных праздников, а Навруз будет отмечаться во всем мире 21 марта, и каждый год в социальных сетях высказываются полезные взгляды и мнения о философской и гуманной природе этого таджикского национального праздника. В настоящее время Таджикистан представил в ЮНЕСКО проект для включения Мехргона в список нематериального всемирного наследия, мы надеемся, что проект будет признан этой организацией. В то же время с целью сохранения уникальных памятников древнего Саразма как первого центра муниципалитета, ремёсел и сельского хозяйства, а также Хулбука как исторического наследия XI века, были приняты соответствующие постановления ЮНЕСКО. С помощью этого инструмента мягкая сила Таджикистана в очередной раз была представлена ​​миру и подняла позиции нашей страны.

Образование также стало мягкой силой в нашей стране в последние годы: десятки талантливых молодых людей обучаются в развитых странах Европы и Азии по международной стипендии «Дурахшандагон», некоторые из которых продолжают учебу в аспирантуре и докторантуре для популяризации таджикской национальной культуры и образования. В то же время использование информационных и коммуникационных технологий и активных социальных сетей укрепляет дружеские отношения между таджикскими студентами и студентами региона, а участие во всемирных олимпиадах повышает престиж образования в Таджикистане. Создание филиалов престижных российских и белорусских университетов в Душанбе и открытие Международного университета Центральной Азии в Хороге также вносят свой вклад в развитие мягкой силы. За последние несколько лет развивается научно-техническое и инновационное сотрудничество между Таджикистаном и развитыми странами, значительно увеличилась совместная научно-исследовательская работа. Сегодня астрофизическими обсерваториями нашей страны пользуются ученые из других республик, и их выводы распространяются среди ученых в этой области. Подобное сотрудничество наблюдается в математике, физике и химии. Это новый процесс дружеских отношений в области науки, который способствует укреплению новых сил и культурной дипломатии в Республике Таджикистан.

Культурная дипломатия позволила нам ярко представить наши национальные праздники. В большинстве посольств Республики Таджикистан за рубежом в связи с этим проводятся встречи с представителями зарубежных культур, искусства и знаменитостями, где выставляются фотографии и работы, дающие информацию об истории церемоний, праздников и древних памятников таджиков. Таким образом, гости ознакомятся с историей, культурой и искусством таджиков. Такая презентация позволяет представителям других наций и народов ознакомиться с духовным наследием таджиков, оценить и популяризировать это наследие.

В будущем мы должны продвигать туризм и экологический туризм как движущую силу и добиваться прогресса в этой области.

Культура и литература, которые являются зеркалом идентичности нации, оказывают глубокое влияние на формирование морали и этики, а также на личное и социальное поведение людей. С этой целью они признаны источником мягкой силы, организующей речь и идеи людей в обществе, и Таджикистан эффективно использует это богатое наследие в диалоге мировой культуры.

Сэмюэл Хантингтон, один из западных теоретиков, полагает, что «не экономика, а культура Востока угрожает западной цивилизации». В частности, таджикская мировая литература, которая содержит в себе богатство образовательных, нравственных и философских знаний и опыт таджикского общества, помимо редких в мире культурных и природных красот Таджикистана, является мягкой силой без значительных финансовых и духовных затрат. Число зарубежных стран будет увеличиваться, и если это будет эффективно реализовано, это позволит нам без особых усилий достичь наших тактических и стратегических целей во внутренних и внешних отношениях.

Несомненно, независимый Таджикистан в последние годы добился значительных успехов в своей международной деятельности, заняв позицию личности мирового уровня, Лидера нации Эмомали Рахмона. В этих победах соответствующие институты Правительства под прямым руководством Лидера нации целенаправленно используют мягкую национальную силу. При ведении внутренних дел применяются нормы социальной справедливости и морали, реализуются желания и потребности людей, а во внешней деятельности развиваются взаимоотношения с развивающимися странами и международными организациями. Год за годом наша страна укрепляет сотрудничество с международными благотворительными фондами, международными законами в области культуры, правозащитными организациями, глобальными учреждениями по борьбе со стихийными бедствиями, болезнями и многим другим. Этот аспект вопроса привел к росту доверия к нашей республике со стороны других стран и повысил ее авторитет на международной арене.

Одним из способов завоевать сердца и умы различных слоев общества является культурная и общественная дипломатия, которая обычно сосредотачивается на моральных, литературных и культурных ценностях этого типа отношений. В этом типе диалога, который носит более культурный и моральный характер, есть много возможностей использовать различные слои населения для продвижения целей государства.

Присутствие литературы и культуры в политической и общественной жизни страны сыграло большую роль в укреплении национальной и культурной самобытности. Игнорирование этого феномена построения идентичности неизбежно ведет к невежеству и замешательству. Дух инженерии и национальной мысли, который украшает каждую страницу нашего уникального и богатого литературного наследия, является создателем мягкой силы и гордости граждан Таджикистана по отношению к зарубежным странам.

В своей политике Республика Таджикистан, используя свою мягкую силу и культурную дипломатию, продвигает гуманитарные идеи своей богатой и древней культуры путем проведения симпозиумов и конференций, участия в культурных мероприятиях высокого уровня, форумах и достойной презентации произведений искусства, музыки и изобразительного искусства в других странах. Мир, стабильность и взаимовыгодные отношения между двумя странами играют достойную роль.

С этой целью министерствам культуры, образования и науки, иностранных дел и Национальной академии наук необходимо разработать краткосрочные и долгосрочные программы гуманитарной и культурной деятельности внутри страны и за рубежом, чтобы должным образом использовать и распространять влияние мягкой силы и культурной дипломатии. Исходя из этого, реализовать цели и задачи Правительства страны и независимого государства Таджикистан с целью дальнейшего укрепления позиций нашей любимой Родины на мировой арене. В то же время социологи должны провести исследование сущности концепции мягкой силы и культурной дипломатии и выразить свое мнение о социально-политическом значении этих концепций и их роли во внутренней и внешней политике.

Источник: НИАТ «Ховар»