ДУШАНБЕ, 29.09.2022 /НИАТ «Ховар»/. Сегодня, 29 сентября в Таджикистане отмечается День дипломата. Именно в этот день в 1993 году Президент Таджикистана Эмомали Рахмон впервые в истории государственности таджиков выступил с высокой трибуны Организации Объединенных Наций. Впервые всему мировому сообществу были представлены созидательные планы, миролюбивые цели и добрые намерения молодого независимого государства Таджикистан как равноправного субъекта международных отношений.

В современном мире дипломатическая служба играет важную роль в процессе государственного строительства. Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией, которая представляет собой совокупность методов и способов ее осуществления.

В условиях становления государственного суверенитета таджикскому государству пришлось принимать нелегкие решения. Они содействовали вхождению нашей страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права и отношений, что является задачей огромной исторической важности.

После обретения Республикой Таджикистан государственной независимости 9 сентября 1991 года, остро встал вопрос о признании суверенитета страны мировым сообществом, также ведущими государствами на международной арене и международными организациями.

Стратегические приоритеты и национальные интересы во внешней политике Таджикистана в первые годы независимости были изложены в Обращении новоизбранного Председателя Верховного Совета РТ Эмомали Рахмона к народу Таджикистана на исторической ХVI сессии 19 ноября 1992 года.

Тогда Глава государства определил следующие приоритеты внешне политики:

  1. Вхождение Таджикистана в мировое сообщество;
  2. Установление дипломатических отношений с дружественными странами;
  3. Членство в международных организациях;
  4. Укрепление и развитие взаимоотношений со странами СНГ, прежде всего с Россией, Китаем, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Туркменистаном;
  5. Установление на равных условиях взаимовыгодных двусторонних отношений и невмешательство в дела друг друга, сотрудничество со всеми странами мира, и прежде всего с Афганистаном, Пакистаном, Китаем, Ираном и другими государствами Азии, Африки, Европы и Америки.
  6. Определение достойного места на международной арене.

Стоит отметить, что в этот период Таджикистан переживал гражданскую войну, которая принесла огромные людские, социально-экономические, политические и духовно-нравственные потери, восстановить которые было очень сложно. С установлением конституционной власти в стране основной задачей и целью Таджикистана стал вопрос о прекращении огня и достижении мира в стране. Реализации этих целей была подчинена вся внешняя политика и дипломатия Таджикистана для того, чтобы обеспечить безопасность страны, упрочить ее суверенитет и сохранить территориальную целостность. Становление и утверждение внешней политики Республики Таджикистан сопровождались с большими трудностями. Но несмотря на это, один из важных задач международной деятельности Республики Таджикистана было формирование международно-правовой базы сотрудничества с другими странами, как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Наряду с этим и наработкой опыта дипломатической деятельности, на первый план вышла задача формирования механизма обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом.

Сложность становления внешней политики Таджикистана состояла в том, что она начиналась практически с нуля. В стране не существовали полноценные традиции внешнеполитической деятельности. Ввиду того, что в Республике Таджикистан шла гражданская война, и все силы были брошены на ее прекращение и запуск постконфликтного восстановления, внешнюю политику в концептуальном плане правительство начало реально формировать лишь в 2001 г.

В соответствии со ст. 69 Конституции Республики Таджикистан Президент страны определил основные направления внешней политики государства и представление Таджикистана в международных отношениях. В его видении находились как дипломатические, так и иные каналы связи с иностранными государствами, а также соответствующий аппарат, необходимый для реализации внешнеполитических решений.

Министерство иностранных дел Республики Таджикистан является центральным органом исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области отношений Республики Таджикистан с зарубежными государствами и международными организациями. В систему Министерства входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Таджикистан в зарубежных государствах, представительств Республики Таджикистан в международных организациях, представительств и учреждений, подведомственных Министерству, созданных с целью обеспечения деятельности Министерства на территории страны, а также образовательные учреждении.

Одним из важнейших задач Министерства является разработка общей стратегии внешней политики Республики Таджикистан и представление соответствующих предложений Президенту Республики Таджикистан.

Таджикистан как правовое государство устанавливает в статье 11 своей Конституции, что «Таджикистан, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм». Положения данной статьи предусматривают уважение суверенитета и независимости других государств, подтверждение усилий Таджикистана в реализации своей внешней политики на основе принципа равноправия суверенных государств. Другие акты, регулирующие внешнюю политику Таджикистана, были приняты на основе действующей Конституции и заложили правовую основу регулирования международных отношений страны.

Правовые основы, порядок организации и деятельности дипломатической службы определяются Законом РТ «О дипломатической службе», первый вариант которого был подписан Президентом Республики Э. Рахмоном 2 декабря 2002 г. Новый Закон «О дипломатической службе» был утвержден 31 декабря 2014 г. под №1173. Согласно этого закона дипломатическая служба является одним из видов государственной службы.

Для становления таджикской дипломатии принятие первой Концепции внешней политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 24 сентября 2002 года, и выступление главы государства на торжественном собрании в честь десятой годовщины ХVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан от 15 ноября 2002 года, считается первым и одиним из основных шагов. На этом собрании впервые было официально объявлено, что основой внешней политики Таджикистана является «политика открытых дверей». Тем самым, Президент страны подчеркнул, что «Таджикистан и в дальнейшем будет стремиться развивать взаимовыгодные отношения со всеми организациями, а также со сторонами, которые хотят иметь с нами дружественные и бескорыстные отношения. Другими словами, основой внешней политики Республики Таджикистан является политика открытых дверей ради добрых и взаимовыгодных отношений».

В Концепции внешней политики 2002 г. были оформлены и закреплены устоявшиеся и оправдавшие себя позиции, намечены новые цели и сформулированы в систему принципиальные подходы Республики Таджикистан, которые составляют содержание внешнеполитической деятельности государства. Наряду с этем в Концепции, безусловно, присутствовали и элементы новизны — в формировании национальных приоритетов, в конкретных оценках и акцентах, выборе инструментов реализации внешнеполитических задач. В 2002 г. во внешней политике Таджикистана была сформулирована доктрина политики «открытых дверей», которая означает диверсификацию межгосударственных отношений, открытость всем политическим направлениям, международным контактам, торгово-инвестиционным отношениям.

Необходимостью принятия данной Концепции являлось конкретизация целей, задач и направлений внешней политики Республики Таджикистан в изменяющихся условиях политической, социальной и экономическо-культурной жизни государства и формирования нового геополитического облика мира и региона во втором десятилетии XXI века.

В течение более 10 лет после принятия предыдущей Концепции продолжался ускоренный процесс политической и экономической трансформации, изменилась региональная ситуация, появились новые вызовы и угрозы безопасности. Возникла необходимость обновления действующей Концепции внешней политики. Президент Эмомали Рахмон в своем выступлении перед дипломатическими сотрудниками страны 15 марта 2013 г. указал на необходимость разработки новой Концепции внешней политики страны и дал соответствующие поручения Правительству Таджикистана и Министерству иностранных дел республики.

В качестве одной из задач внешней политики было обозначено участие страны в деятельности международных и региональных организаций (ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ, ОИС, ОЭС, СВМДА, и др).

Одно из приоритетных направлений внешней политики, это долгосрочные и стабильные отношения с традиционными партнерами — государствами-участниками СНГ. Из Концепции следует, что Таджикистан с учетом разно скоростной и разноуровневой интеграции в рамках Содружества будет стремиться к углублению взаимовыгодного сотрудничества.

Превалирующей и основной задачей внешней политики Республики Таджикистан в долгосрочной перспективе является защита стратегических интересов страны на международной арене, и она будет реализовываться путем формирования внешних благоприятных условий для всестороннего устойчивого развития страны, содействия большему укреплению основ государственной независимости и суверенитета Таджикистана и поступательного стремления к достижению согласия и учета обоюдных интересов с зарубежными государствами и международными организациями в процессе решения приоритетных задач внешней политики страны.

Стоит отметить, что для достижения этой цели Республика Таджикистан будет осуществлять многовекторную внешнюю политику, отвечающую высшим государственным и национальным интересам, служащую целям установления дружественных и взаимовыгодных отношений с различными странами мира и основанную на безоговорочном уважении международного права.

Источник: НИАТ «Ховар»