14.04.2020     0
 

Эксперт оценил, как отразится вступление Узбекистана и Таджикистана в ЕАЭС на рынке фруктов и овощей

Научный сотрудник Сколковского института исследований развивающихся рынков, главный редактор аналитического портала “Евразийские исследования” Юрий Кофнер…


Научный сотрудник Сколковского института исследований развивающихся рынков, главный редактор аналитического портала “Евразийские исследования” Юрий Кофнер оценил, как отразится вступление Узбекистана и Таджикистана в ЕАЭС на рынке фруктов и овощей, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

По его словам, в среднесрочной перспективе одними из наиболее вероятных новых потенциальных членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) можно считать Таджикистан и Узбекистан.

В конце марта 2020 года стало известно, что в парламенте Узбекистана созданы рабочие группы “по глубокому и всестороннему изучению перспектив сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС и воздействия такого сотрудничества на национальные интересы страны”.

В октябре 2019 года Министерство экономики и промышленности Узбекистана обнародовало проект “Концепции комплексного социально-экономического развития республики до 2030 года”, в который включены планы “заключения соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)” к 2021 году и “оценки возможности вступления в ЕАЭС и ВТО” к 2025 году. В марте 2020 года правительство Узбекистана одобрило предложение стать государством-наблюдателем при ЕАЭС.

Руководство Республики Таджикистан не заявило о намерении углубления сотрудничества с ЕАЭС в формате наблюдателя или членства. Тем не менее известно, с 2015 года РТ продолжает изучать опыт участия других “малых экономик” в Евразийском экономическом союзе, прежде всего Армении и Кыргызстана, а теперь и Молдовы, которая в мае 2018 года стала первым государством-наблюдателем при ЕАЭС. В частности, правительство для этого создало специальную рабочую группу при Министерстве экономического развития и торговли РТ.

Тем временем, Душанбе и Ташкент уже являются активными участниками ряда евразийских структур, включая ШОС (РТ, РУ), СНГ и ЗСТ СНГ (РТ, РУ), ОДКБ (РТ), ЕАБР (РТ).

Евразийский экономический союз является важным торговым партнером для Таджикистана и Узбекистана: в 2018 году на его долю приходилось более 38% и почти 30% объема внешней торговли республик, соответственно.

Прогноз

Используя модель частичного равновесия, цель настоящего исследования состоит в том, чтобы оценить вероятные эффекты от вступления Узбекистана и/или Таджикистана в ЕАЭС на торговлю фруктов и овощей.

Евразийский экономический союз является главным покупателем фруктов и овощей из Узбекистана и Таджикистана: в 2018 году 78,3% экспорта фруктов и овощей из РУ и 88,1% из РТ были направлены в страны-участницы ЕАЭС. В то же время, узбекские и таджикские фрукты и овощи составил лишь 6,7% и 0,2% импорта ЕАЭС данной категории сельхозпродукции, что, однако, все еще больше, чем доля «импорта» в ЕАЭС фруктов и овощей из самого Союза – 5%.

В рамках Зоны свободной торговли ЕАЭС между РУ, РТ и всеми пятью государствами-членами ЕАЭС уже отменены импортные пошлины на взаимную торговлю практически всех товарных позиций (кроме некоторых, например сахара, табака и алкогольных напитков).

В то же время между сторонами сохраняется множество нетарифных барьеров к торговле (НТБ), т. к. они не регулируются Соглашением о ЗСТ СНГ. Речь идет о дополнительных расходах и препятствиях для участников ВЭД, связанных с техническими регламентами и стандартами, санитарными-фитосанитарными мерами, лицензированием, квотами, акцизными налогами, субсидиями и прочими барьерами.

Сценарий вступления Узбекистана и-или Таджикистана в Евразийский экономический союз определен как:

– 20-процентное взаимное снижение НТБ между ЕАЭС и Узбекистаном и/или Таджикистаном,

– как применение РУ и/или РТ таможенного тарифа ЕАЭС в отношении третьих сторон.

Сценарий 1. Вступление РУ в ЕАЭС

При вступлении Республики Узбекистан в Евразийский экономический союз увеличился бы экспорт узбекских фруктов и овощей в государства-члены ЕАЭС на 11% (90,6 млн долларов), экспорт евразийских фруктов и овощей в РУ увеличился бы на 8,5% (2,2 млн долларов), внутрисоюзный “экспорт” фруктов и овощей из других-государств ЕАЭС снизился бы на 0,6% (2,5 млн долларов).

Валовой эффект благосостояния (излишек производителя + излишек потребителя) Узбекистана составил бы 41,7 млн долларов, Евразийского союза – 23,9 млн долларов. От открытия своего рынка для узбекских сельхозпроизводителей, фермеры государств-членов ЕАЭС потеряли бы незначительно: лишь 0,07 млн долларов.

Зато экономия потребителей стран-участниц ЕАЭС за счет увеличения предложения фруктов и овощей из Узбекистана составила 24 млн долларов. За счет снижения таможенной ставки РУ до уровня Таможенного союза ЕАЭС, импорт фруктов и овощей из третьих стран в Республику Узбекистан увеличился бы всего на 5,5% (3,1 млн долларов). А выигрыш узбекских фермеров (излишек производителя) от более легкого выхода на евразийский рынок составил бы 31,5 млн долларов.

Сценарий 2. Вступление РТ в ЕАЭС

При вступлении Республики Таджикистан в Евразийский эконмический союз увеличился бы экспорт таджикских фруктов и овощей в государства-члены ЕАЭС на 11,7% (3 млн долларов), экспорт евразийских фруктов и овощей в РУ увеличился бы на 31,4% (0,4 млн долларов), и внутрисоюзный “экспорт” фруктов и овощей из других-государств ЕАЭС практически не снизился бы.

Валовой эффект благосостояния (излишек производителя + излишек потребителя) Таджикистана составил бы 1,3 млн долларов, Евразийского союза – 0,9 млн долларов. Сельхозпроизводители государств-членов ЕАЭС не понесли бы убытков от открытия своего рынка для таджикских фермеров.

За счет снижения таможенной ставки РТ до уровня Таможенного союза ЕАЭС, импорт фруктов и овощей из третьих стран в Республику Таджикистан увеличился бы только на 0,9% (0,02 млн долларов). А, выигрыш таджикских фермеров (излишек производителя) от более легкого выхода на евразийский рынок составил бы 1 млн долларов.

Сценарий 3. Одномоментное вступление РУ и РТ в ЕАЭС

При одномоментном вступлении Узбекистана и Таджикистана в Евразийский экономический союз увеличился бы экспорт узбекских и таджикских фруктов и овощей в государства-члены ЕАЭС на 11% (90,3 млн долларов) и на 11,4% (3 млн долларов), соответственно. Экспорт евразийских фруктов и овощей в РУ и РТ увеличился бы на 8,4% (2,2 млн долларов) и 25,1% (0,4 млн долларов), соответственно.

Внутрисоюзный “экспорт” фруктов и овощей из других-государств ЕАЭС снизился бы на 0,6% (2,6 млн долларов). Валовой эффект благосостояния (излишек производителя + излишек потребителя) Узбекистана составил бы 41,7 млн долларов, Таджикистана – 1,5 млн долларов, Евразийского союза – 24,6 млн долларов.

От открытия своего рынка для узбекских и таджикских сельхозпроизводителей, фермеры государств-членов ЕАЭС почти не потеряли бы: всего 0,05 млн долларов. В то же время экономия потребителей стран-участниц ЕАЭС за счет увеличения предложения фруктов и овощей из Узбекистана и Таджикистана составила 24,6 млн долларов.

За счет снижения таможенной ставки РУ и РТ до уровня Таможенного союза ЕАЭС, импорт фруктов и овощей из третьих стран в Республику Узбекистан увеличился бы всего на 5,4% (3,1 млн долларов). Благодаря этому, импорт фруктов и овощей из третьих стран в Республику Таджикистан даже не поднялся бы, несмотря на снижения ввозных пошлин до евразийского союзного уровня. А выигрыш узбекских и таджикских фермеров (излишек производителя) от более легкого выхода на евразийский рынок составил бы 31,5 млн долларов и 1 млн долларов США соответственно.

Как мы видим, по сравнению со сценарием, где только Республика Таджикистан объединяется с Евразийским экономическим союзом, Душанбе и государства-члены ЕАЭС выиграли бы от одномоментного вступления РУ и РТ в ЕАЭС.

Источник Podrobno.uz

Источник: «ИА AVESTA»

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × пять =

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных .

Лента новостей