ДУШАНБЕ, 29.01.2021 /НИАТ «Ховар»/. 29 января 1886 года считается днем рождения автомобиля. Именно в этот день был запатентован первый в мире автомобиль, созданный Карлом Бенцем. Транспортное средство было мало похоже на современный автомобиль, однако именно с него все и началось. Свое изобретение Бенц назвал Motorwagen.

Автомобиль давно стал атрибутом повседневной жизни. Ежедневно мировыми концернами выпускается 200 тысяч машин. Но 1,5 века назад самоходное транспортное средство было диковинкой.

Первый прототип современного автомобиля сконструирован знаменитым инженером из Германии Карлом Бенцем. Знаменательное событие произошло в 1885 году. Изобретение получило название «Benz Patent-Motorwagen». Выпуск продолжался 8 лет.

Транспортное средство представляло собой трехколесный автомобиль, который был оснащен четырехтактным бензиновым двигателем. Его расположение было в задней части и он приводил в движение задние колеса. Первый в мире автомобиль мог разогнаться до 16 км/ч.

В Средней Азии

Согласно официальным данным,  первый автомобиль (такси) в России  был зарегистрирован в 1907 году в Санкт-Петербурге. Но это не совсем верно, в Российской империи первый автомобиль — такси появился немного ранее, и не где нибудь, а в Средней Азии. В начале 1906 года в город Верный (сегодня Алма-ата) прибывает фаэтон «Берлие». Автомобиль приобрел известный маслодел Бабахан Нурмухаммедбаев, киргиз по национальности. За рулем сидел крестьянин Лифляндской Губернии, Юрьевского уезда Кудинской волости Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд, который имел навыки управления и ремонта автомобиля.
Первый автомобиль в Таджикистан прибыл также в начале 20-го века.

В Таджикистане

На территории советского Таджикистана, почти полностью занятого многочисленными горными массивами, нашлось место всего для одного автопредприятия – авторемонтного завода в городе Чкаловске бывшей Ленинабадской области (ныне город Бустон Согдийской области). Точнее,  вначале это были  авторемонтные мастерские при Ленинабадском горно-химическом комбинате.

В 1960 году на предприятии было организовано собственное производство автобусов и оно стало автобусным заводом.

Поскольку Чкаловский АРЗ, созданный в 1953 году, подчинялся Министерству среднего машиностроения СССР, то его продукция – сперва простые пассажирские автобусы, а потом и «вахтовки» для горноспасательных частей – преимущественно распределялись именно среди предприятий этого министерства.

Первый автобус, собранный на заводе из каунасских комплектов в мае 1959 года, получил название «Таджикистан-1». В течение года он проходил испытания и осенью был отправлен для показа в Москву. В 1960 году на заводе изготовили первые серийные 112 пассажирских машин. Через несколько лет Чкаловский АРЗ выпускал уже по 150–200 пассажирских машин в год.

Автобусы ЧАЗ имели и имеют вагонную компоновку. Для них использовались шасси завода ГАЗ.   Модель «Таджикистан-1» с деревянным каркасом была создана на шасси ГАЗ-51 и базе автобуса малосерийного Каунасского автобусного завода KAG и выпускалась, претерпев ряд модификаций, до 1976 года.

С 1970 года одновременно стал выпускаться разработанный на заводе цельнометаллический автобус «Таджикистан-2» на шасси ГАЗ-53А.

В конце 1970-х годов небольшими партиями были выпущены оставшиеся экспериментальными автобусы «Таджикистан-3» и «Таджикистан-4» на шасси ЗИЛ-130.

За ними последовала новая модель «Таджикистан-5» с новым кузовом на шасси ЗИЛ-130. В автобусе установлено 25 мест для сидения, общее количество мест — 42. После модернизаций выпускался под индексами Таджикистан-3205 и ЧАЗ-3223.

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. на заводе планировался выпуск разработанных львовским ВКЭИ автобусостроения автобусов малого класса Таджикистан-4209 на шасси ЗИЛ-4333 и автобусов среднего класса Таджикистан-42091 на шасси ЗИЛ-4331 (в Чкаловске начали постройку одного автобуса мод. 42091, но его так и не собрали) . Освоить производство до распада СССР не удалось.

После распада СССР на заводе было создано совместное предприятие «Худжанд-ЗИЛ», которое продолжило в небольших количествах выпуск незначительно модернизированных автобусов под названием ЧАЗ-3223, в том числе заказных партий грузопассажирских, повышенной комфортности, бронированных, рефрижераторных, ритуальных и других модификаций. В 1995 году производство этих автобусов (несколько изменённых и получивших название Родник-3230) было также организовано в России, в городе Родники (Ивановская область). Кроме того, в 1993 г. также на шасси ЗИЛ была выпущена партия автобусов ЧАЗ-3220. Производство планировалось начать до 1995, ЗИЛ должен был поставлять шасси, но проект в итоге был заморожен.

***

В Душанбе будет создано предприятие по сборке автобусов и грузовых автомобилей. Новый проект был запущен в партнерстве с турецким предприятием, и уже начался выпуск собственной продукции   с двигателями компании «Мерседес» и  с логотипом «Сделано в Таджикистане».

Новое предприятие построено на месте бывшего троллейбусного завода.  Сейчас там уже собирают автобусы японской марки AKAI. Большинство автобусов, занятых сейчас перевозкой людей на городских маршрутах – это автобусы АКАI и ISUZU. Наряду  с этим  ведутся переговоры с такими автомобильными гигантами, как Мерседес, Хундай, КИА, Пежо об организации сборочного конвейера грузовых автомобилей.

Сделано в Таджикистане

Несколько лет назад Президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал начать производство немецких и японских автомобилей в Таджикистане.  Глава государства поручил  Министерству промышленности и новых технологий вступить в переговоры с немецкими и японскими компаниями. Президент считает необходимым привлекать самые лучшие зарубежные компании в сфере автопрома, чтобы качество автомобилей таджикского производства соответствовало требованиям мирового рынка.  Начать придётся с создания в Таджикистане сборочного производства.  Вместе с тем, в Таджикистане уже освоено производство другой продукции автопрома:  у нас делают тракторы, автобусы и грузовики техник, которые экспортируются в Узбекистан и Афганистан.

Недавно крупнейшая таджикская компания ТАЛКО показала первые образцы автомобильной техники, которую она производит совместно с узбекской компанией КРАНТАС.

На совместном узбекско — таджикском предприятии выпускается новейшая строительная техника: грузовые автомобили, экскаваторы, а также детали для техники вроде грузовых кузовов и кабин.

Существенным отличием автомобилей собираемых в Таджикистане станет их адаптированность к сложным природным условиям Памирских гор.

В Душанбе будет создано предприятие по сборке автобусов и грузовых автомобилей. Новый проект был запущен в партнерстве с турецким предприятием, и уже начался выпуск собственной продукции   с двигателями компании «Мерседес» и  с логотипом «Сделано в Таджикистане».

В столице Таджикистана появился первый двухэтажный автобус. Его собрали на таджикско-турецком предприятии «Акиа». В 2019 году  Президент Таджикистана уважаемый Эмомали Рахмон проверил качество этих автобусов. На создание мощностей по выпуску и техническому обслуживанию автобусов и грузовиков будет направлено в общей сложности 20 миллионов долларов. Данную сумму будут инвестировать таджикская и турецкая компании в равном размере – по $10 млн. Об этом говорится в заключенном между правительством Таджикистана, таджикской компанией «Авесто Групп» и турецкой компанией Ulasim Ic Ve Dis Ticaret Anonim Sirketi соответствующем инвестиционном соглашении.

Большинство автобусов, занятых сейчас перевозкой людей на городских маршрутах – это автобусы турецких марок АКИА и ISUZU. Наряду  с этим   ведутся переговоры с такими автомобильными гигантами, как Мерседес, Хундай, КИА, Пежо об организации сборочного конвейера грузовых автомобилей.

Источник: НИАТ «Ховар»