ДУШАНБЕ, 29.01.2021 /НИАТ «Ховар»/. Мухаммадикбол. Главный герой фильма «Бесчестье». Просмотр этого фильма словно четырёхмерное мерило уносит зрителя на двухмерные бесконечные площади. К весне или осени – зависит от духовного восприятия зрителя. Он или пожалеет главного героя и вспомнит пословицу «Злому недугу – злое снадобье». Не лишено смысла название «Национальная трагедия» в начале фильма. Потому что трагедия отдельного человека — это трагедия нации, на которую человек обращает внимание.

Неважно, осознает ли человек свою трагедию (хорошо, если осознаёт), важнее всего — извлечь урок, не дать толпе упасть в бездну невежества. Содержание фильма — свидетельство того, что авторы, в частности, поставили перед собой такую ​​цель.

В фильме игнорируется понятие сострадания. Сознательно. Потому что «Милосердие к острозубому тигру — угнетение овцам». Это — кроить голенища из блохи. Красной нитью в фильме проходит эта тема. Персонажи, высказывающие своё мнение о главном герое фильма, — не обычные люди. Их слова имеют некий вес, они – свидетели этапов «зрелости» героя. Они выражают свои мысли не потому, что испытывают личную неприязнь к кому-либо, а потому, что уже испытали на себе, что такое клевета. Они боятся последствий неправды, говорят осмысленно, но открыто.

Если ты видишь, что слепой возле колодца,

Если промолчишь – это большой грех!

Начало фильма называется «Трагедия нации».

Могла ли эта трагедия не случиться с Мухаммадикболом — трагедией нации? Могла бы. Если бы этот сельский парень не был вырван из теплых объятий школы, под руководством отца не попал бы группировку, обманутую деньгами и имуществом иностранцев, и не попал бы в ловушку несчастной страны. И этого мало. Таджики о таких людях говорят «У него нет веры». То есть, нет своей позиции. Это относится и к нации. Нация без веры, то есть без веры.

Когда люди одной нации воюют друг с другом, говорить о национальности — все равно, что набивать мешок пустыми орехами. Это самообман. Когда забота о нации ложится на плечи двух-трех человек, а другие отстраняются, то сложно говорить о вечности нации. Быть должностным лицом не означает быть ответственным. Быть в оппозиции не означает защищать позиции нации. Землю заполнили лицемеры, которые говорят за дастарханом одно, с трибуны мечети — другое. Они ловят рыбу в мутной воде, сеют интригу и надрывают себе животы.

Но это не стало уроком. Маловероятно, что левое полушарие парализованного сможет чему-то научиться. Пока другие народы стремятся к объединению, некоторые таджики ненавидят друг друга. Цель фильма не — Мухаммадикбол, а в том, чтобы свернуть граждан с этого ложного пути. Я думаю, что двуличные ученые и исследователи согласятся со сказанным. Если не согласны, что они могут сказать?

Конечно, стыдно, что таджик представляется миру в виде главного героя фильма «Бесчестье». Но еще более обидно, что этот таджик не знает своего места, не извлекает уроков из горькой судьбы нации. Судьба (карма) — это награда за мысли, слова и действия. Она может быть хорошей или плохой. Тот факт, что главный герой фильма ведёт толпу по кривой дорожке, стало главной мишенью критики авторов. То, что герой искал в лицах других людей, приобрёл в своей жизни. Стиль речи, который он позволил в отношении других, прозвучал для него эхом. Сказка, которую он читает, стала явью в его жизни.

Сущность кирпича заключается в глине, из которой он сделан.

У нас, таджиков, есть «прекрасное» качество – глядим в качестве зрителей и восхваляем. Но когда дело принимает иной оборот, ищем виновного.  Наш лозунг не «Сердце склонно к друзьям, руки – к работе», а скорее «Авось пронесёт». Тысячелетняя литература, культура для наших литераторов не более чем пустой звук. Иначе, почему они превратились в дождевых червей? Так и будем падать в колодец.  Словно наше левое полушарие парализовано. Завистливы и не можем стать могучими. Пока не отомстим, не успокоимся.  Словно преданные рабы. Совершаем проступок и делаем невинное лицо.

Один друг сказал: «Мухаммадикбол угодил в яму, которую сам выкопал. «Что за яма»?- спросил я. «Он создаёт мифы и легенды. Тысячелетнее заблуждение, которое отдаляет его от реальной жизни».

Очень жаль, что главный герой фильма забыл популярную пословицу «Сначала положи голову в свой мешок». Наши предки были весьма мудрыми людьми. Смысл пословицы кроется в запахе внутри мешка.  К сожалению, запах внутри мешка Мухаммадикбола добрался до народа. Вероятно, в Европе этот запах был бы терпим, но в Таджикистане это нестерпимый запах!

С коллегами мы ещё поговорим о фильме «Бесчестье». Эти мысли неоднозначны. Но большинство из профессионалов уже склонны к поговорке «Злому недугу – злое снадобье».

То, что себе не пожелаешь,

Не применяй к другим.

Если любишь свою мать,

Не оскорбляю мою!

Источник: НИАТ «Ховар»