30.06.2020     0
 

Азербайджанский ковер – национальное достояние азербайджанского народа

Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками…


Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Значительное влияние на художественное мышление и творчество азербайджанского народа оказали также прекрасная природа, благоприятные климатические условия и природные богатства этого края. Хотя каждый вид искусства этой страны сам по себе прошел длительный и сложный путь развития, тем не менее, они составляют единое целое и позволяют составить полное представление об искусстве и культуре Азербайджана. Искусство Азербайджана, как и его природа, разнообразно, целостно и богато.

Ковроткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Данные археологических исследований, проводимых на территории Азербайджана, памятники литературы свидетельствуют о том, что искусство ковроделия зародилось в Азербайджане в глубокой древности. Ковры и ковровые изделия, произведенные в Азербайджане, неоднократно восхвалялись во многих исторических книгах, классической литературе и фольклоре.

                              Азербайджанский Национальный Музей ковра

Азербайджанский ковер описать невозможно. Его нужно увидеть: он вобрал в себя все многоцветье природы Азербайджана – синеву неба и зелень лесов, густые тени на склонах гор и белизну снежных вершин. Волшебно переливающиеся краски ковра впитали в себя рубиновую яркость зерен граната и золотистое сияние айвы, медь шафрана и лиловые оттенки винограда. Неисчерпаемое сплетение узоров, полет творческой фантазии и высокое мастерство – вот что такое азербайджанский ковер.

Распространению и развитию ковроделия на территории Азербайджана, начало которого научные источники относят ко II тысячелетию до н.э. (бронзовый век), способствовали благоприятные географическо-климатические условия, а также доминирование животноводства в хозяйственной деятельности населения. Об этом писали еще Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки.

Великолепие ковров из шелка, нитей цвета золота и серебра известно с эпохи Сасанидов, которая пришлась на III-VII века, и к радости искусствоведов и ценителей получило свое дальнейшее развитие. Ковры ткались золотыми и серебряными нитями, а в полотно вплетались драгоценные каменья, впоследствии принявшие традиционный характер в 16-17 веках. Азербайджанские шелковые ковры оригинально воспеваются в эпическом произведении «Китаби Деде Коркуд».

XIII-XIV вв. знаменуются большим количеством экспорта ковровой продукции Азербайджана во многие страны мира.

По своим техническим особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства. Ковровое искусство Азербайджана отличается своими высокими художественными и техническими достоинствами, разнообразием безворсной выделки. Здесь представлены все образцы безворсных ковров, тогда как в ковроделии других стран такие образцы представлены в малом количестве. Исходя из этого, немецкий искусствовед Г.Роп в разделе “Кавказские ковры” своей книги “Восточный ковер” доказывает, что кавказские ковры возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные ковры – килимы. Свое начало безворсные ковры, в целом ковровое искусство берет от первых простейших образцов – циновки, плетня, бурии. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов:

– Палас

– Джеджим

– Лады

– Килим

– Шедде

– Верни

– Зили

– Сумах

Азербайджанские ковры неповторимы по сложному геометрическому и растительному орнаментному построению и отличаются искусной системой спиралевидных и других узоров. Если внимательно рассматривать ковры, то можно заметить, что каждому из них присущи своеобразная индивидуальность, стиль и качество как по цвету и ткани, так и по орнаменту, узору и рисунку. Это все создает многообразность и богатство азербайджанского ковроткачества. Азербайджанские ковры незаменимы, поскольку им присущи многообразие, богатство цветов.

                                   Азербайджанский Национальный Музей ковра

По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ:

  • Губинская
  • Бакинская или Абшеронская
  • Ширванская
  • Гянджинская
  • Газахская
  • Карабахская
  • Тебризская.
  • Формирование ковроткацких производственных центров показывает, что их возникновение, развитие и устойчивость практически не зависели от динамики историко-этнических процессов в регионе. Своеобразие ковров этих центров определялось природно-климатическими, хозяйственно-бытовыми, социальными факторами, а основу композиций всегда составляли сложившиеся на этой территории древние ткацкие традиции.

                           Карабахский ковер

    Говоря о ковроткачестве, национальной азербайджанской культуре, нельзя не упомянуть и её сокровищницу, достопримечательность города Баку — Азербайджанский национальный музей ковра.

    Азербайджанский национальный музей ковра был основан в 1967 году, став первым в мире специализированным музеем по сбору, сохранению и изучению ковров. С 1967 по 1993 год музей именовался Азербайджанским государственным музеем ковра и народно-прикладного искусства, с 1993 по 2014 год – Государственным музеем ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова, с 2014 по 2018 год – Азербайджанским музеем ковра, а с 2019 года – Азербайджанским национальным музеем ковра. Его первая экспозиция была открыта в 1972 году в Джума-мечети на территории древней крепости города Баку – «Ичеришэхэр». Музей является сокровищницей азербайджанской национальной культуры, демонстрируя ковер в тесной взаимосвязи с другими видами традиционного искусства Азербайджана. Его коллекция содержит около 14 000 экспонатов – ковры, вышивку, одежду, медно-чеканные изделия, предметы ювелирного искусства, современные работы из стекла, дерева, войлока. Музей является научным центром по изучению и развитию азербайджанского ковра.

    Музей активно развивает отношения со многими влиятельными международными организациями, такими как Европейская текстильная сеть (ETN), Европейский музейный форум (EMF), Международный совет музеев (ICOM), ЮНЕСКО и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).

    В 2004 году при участии музея был подготовлен и принят закон «Об охране и развитии Азербайджанского ковра». В законе нашли отражение ключевые задачи по сохранению и развитию искусства ковроткачества, в том числе составление реестра азербайджанских ковров, обеспечение государственной поддержки народного творчества, подготовка научных и методических кадров.

    В 2010 году по инициативе первой леди Азербайджана, посла доброй воли ЮНЕСКО и Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО) Мехрибан Алиевой азербайджанское ковровое искусство было включено в репрезентативный список Нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

    В настоящее время Азербайджанский музей ковра, расположенный в одном из самых современных зданий города Баку, не только хранит богатую коллекцию предметов материальной культуры Азербайджана и, прежде всего, ковров – самого ценного наследия азербайджанского народа, но также ведет активную деятельность, направленную на всестороннее исследование азербайджанского коврового искусства и его популяризацию в мировом культурном пространстве.

    С целью поддержки в Республике успешной деятельности предринимателей были приняты программы по развитию частного сектора, подписано множество важнейших указов. “Азер-Илме” также является одним из тех предприятий, которые были организованы, сформированы на этой основе. Главная цель этой компании – восстановить обреченные на забвение ковровые орнаменты и заново возродить художественные традиции национальных азербайджанских ковров, сохранить и передать их будущим поколениям, добиться достойной пропаганды азербайджанских ковров путём организации их продажи на мировом уровне.

    Азербайджанский ковер с его общечеловеческими художественными шедеврами и в наши дни пользуется всемирной известностью и славой. Искусство азербайджанского ковра отражает духовный мир, эстетическое чутье, природный талант и философское мировидение народа Азербайджана, имеющего многовековую историю. И об этих шедеврах можно говорить бесконечно.

    Источник: «ИА AVESTA»

     

    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    два × 5 =

    Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных .

    Лента новостей