14.07.2020     0
 

Азербайджан адекватно ответил на нарушение Арменией режима прекращения огня

На линии соприкосновения в зоне нагорно-карабахского конфликта снова начались бои. 12 июля Минобороны Азербайджана сообщило,…


На линии соприкосновения в зоне нагорно-карабахского конфликта снова начались бои. 12 июля Минобороны Азербайджана сообщило, что подразделения ВС Армении нарушили режим прекращения огня на участке Товузского района государственной границы. Азербайджанская сторона отметила, что армянские военные устроили артиллерийский обстрел их позиций.

При отражении армянской провокации погибли четверо азербайджанских военнослужащих, еще четверо получили ранения. Ответ Азербайджана на происходящее был молниеносным и мощным: наутро министерство обороны страны опубликовало видео удара и уничтожения армянского поста. Кроме того, Президент Азербайджана Ильхам Алиев созвал заседание Совета безопасности страны.

В своей речи, открывая заседание Совбеза, глава азербайджанского государства подчеркнул, что Армения уже не в первый раз устраивает подобные провокации именно на государственной границе. Ильхам Алиев отметил случаи за последние месяцы: «В результате этих военных провокаций погибли наши военнослужащие, а также гражданские лица. Вчера днем в результате их очередной провокации погибли несколько наших военнослужащих. Неожиданно наш военный пост подвергся артиллерийскому обстрелу, и в результате этого грязного деяния погибли и получили ранения наши военнослужащие».

Всю полноту ответственности за происходящее Президент Азербайджана возложил на армянское руководство, обвинив власти Армении в двуличии. «С одной стороны, оно обращается к международной общественности и просит помощи для укрепления режима прекращения огня на линии соприкосновения войск Армении и Азербайджана, с другой, совершая военные провокации, стремится напасть на территорию Азербайджана, захватить наши позиции, подвергает обстрелу гражданское население, наши села», – заявил Алиев.

То, что провокация совершается не на линии соприкосновения войск, а на азербайджано-армянской государственной границе, свидетельствует о том, что Ереван хочет добиться привлечения третьего государства или структуры.

Президент Азербайджана остановился и на мотивах, толкнувших, по его словам, армянские власти на нарушение режима прекращения огня. По словам азербайджанского лидера, причина – господствующий в настоящее время в Армении хаос и приближение ситуации к кризисной отметке.

Он отметил, что и впредь противник будет получать адекватный ответ на все подобные провакоционные действия, пообещав использовать все имеющиеся возможности. Если с территории Армении осуществляется обстрел азербайджанских позиций, азербайджанских сел, то мы, естественно, будем давать и даем адекватный ответ, заявил азербайджанский лидер.

«Наше дело – правое, Азербайджан ни на шаг не отступит от своей принципиальной позиции», – подчеркнул Ильхам Алиев.

Данный инцидент является отголоском армяно-азербайджанского Нагорно Карабахского конфликта, которая продолжается с 1988 года. Нагорно Карабахский конфликт следует рассматривать в контексте исторического развития Азербайджанской государственности, хотя Нагорный Карабах исторически «dejure» и «defacto» является Родиной азербайджанцев, но в феврале 1988 года, армянский сепаратизм перешел в активную фазу с акциями, начатыми в г. Ханкенди с требованием отделения Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР и присоединения его в состав Армянской ССР. Все эти акции стали сопровождаться нападениями на азербайджанцев и депортацией азербайджанцев из Армении.

Анализируя деятельность армянских сепаратистских сил и руководителей Республики Армения действовавших в Нагорно Карабахском конфликте, можно констатировать весьма интересный факт. Именно идеологическая установка, в частности использование форм армянского национализма для достижения политических дивидендов и разнообразные попытки конструирования новой армянской идентичности привели к возникновению Нагорно-Карабахского этнического конфликта. Исходя из всего этого вся деятельность армянских политических деятелей, которые постарались создать межэтнический вооруженный конфликт в регионе международным сообществом оценивается негативно.

Не стремление к восстановлению армянской государственности, тем более не желания независимости армянского народа создало межэтнический конфликт между Азербайджаном и Арменией, а именно приоритетное стремление к территориальным приобретениям и к искусственному расширению этнической территории армянских политиканов, жаждущих власти, создало Нагорно Карабахский межэтнический вооруженный конфликт, которая стала началом бесчисленных трагических событий для обеих сторон.

Нагорно-Карабахский конфликт имеет трансвосточный характер. Одновременно она весьма многовекторная и связана с пристальным к ней вниманием, как великих держав, так и крупных региональных государств, которые являются внешними «игроками»всего того, что происходило в истории и происходит по сей день в Центральной Азии, на Кавказе и в Малой Азии.

Анализ исторических событий, которые происходили в судьбах братских народов, как мы полагаем, позволяет шире раскрыть суть проблемы и способствует наиболее чёткому пониманию сути нынешних проблем и позволяет рассмотреть полную картину негативных последствий от назойливого и систематического вмешательства внешних сил в судьбы местных народов.

В данный момент братский народ Азербайджана испытывает тяжёлые последствия от оккупации его территории.

Для справки:

Фактически, в результате Нагорно Карабахского конфликта убито более 20 тысяч, ранено и искалечено примерно 200 тысяч военнослужащих и мирных граждан Азербайджана.

Количество изгнанных и вынужденных переселённых лиц, включая беженцев из Армении и оставивших свои родные очаги, в результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов со стороны Армении и оккупированных территорий, жителей Казахского, Агдамского, Агджабединского, Дашкесанского, Товузского, Акстафинского, Кедабекского, Тертерского, Геранбойского районов и Нахичеванской автономии Азербайджана составило более 1 миллиона человек[1].

Оккупировано около 20% территории Азербайджанской Республики (в том числе, часть площади прифронтовых районов, полностью контролируемая с огневых позиций армянских сил и покинутая местным населением), захвачено 946 населённых пунктов[2]. Для справки, следует отметить, что статистические данные подтверждаются международными организациями[3].

С июля 1989 по ноябрь 1992 гг. армянские сепаратисты совершили более 100 диверсий против поездов и 32 террористических актов против гражданского населения и гражданских объектов Азербайджана, до сегодняшнего дня были совершены 338 террористических актов в результате этого погибло 881 человек и получили увечье 1239 человек[4]. Со стороны официального Азербайджана, отчёты по этим случаям и статистические данные о положении в оккупированных территориях Республики Азербайджан представлены Генеральной Ассамблее Совета Безопасности ООН.

Попытки правового подхода Армении к оспариванию юридической принадлежности Азербайджану Нагорного Карабаха и семь оккупированных районов(Лачынский, Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский, Зангеланский районы, часть территории Казахского района и Нахичеванской Автономной Республики)многократно представлялся вниманию международного сообщества на самых различных уровнях, но со стороны мирового сообщества претензии Армении не были признаны. Даже, сама Армения на официальном уровне не признала самопровозглашенную и никем не признанную «НКР» и не может признать, как отдельное государство. Нагорно Карабахская административная единица и все оккупированные территории были и остаются частью Азербайджанской Республики, данный факт был признан авторитетными международными организациями.

Принятые в 1993 году Советом Безопасности ООН четыре резолюции №822, №853, №874, №884, принятые в Генеральной Ассамблее ООН три резолюции №48/114, №62/243, №60/285, принятые резолюции (ОИК) Организации Исламской Конференции № 12/21-Р от 25-29 апреля 1993г., №16/22-Е от 10-12 декабря 1994г., №10/30- С от 28-30 мая 2003г., принятая Европейским Содружеством резолюция от 3 сентября 1993 года, принятая Европейским Парламентом резолюции №2216 от 20 мая 2010 г. и 2019/2209(INI) от 20 июня 2020г. Принятые Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) резолюции №1059 от 15 марта 1995 года, №1119 от 22 апреля 1997 года и №1416 от 25 января 2005 года подтвердили перед взором мирового сообщества суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики, нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения его законных территории.

К сожалению, несмотря на то, что во всех резолюциях признавалась территориальная целостность Азербайджана и были требования прекращения военных действий, полного и безоговорочного вывода армянских оккупационных войск с территории Азербайджана, до сегодняшнего дня, армянская сторона, игнорируя нормы и порядки международного права, не выполняет требования, указанные в резолюциях, принятых в различных международных организациях, Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН. Хотя, согласно Уставу ООН (ст. 25, 48), резолюции Совета Безопасности являются юридически обязательными, подлежат исполнению для всех государств – членов ООН, они окончательные и не могут быть обжалованы, но в реальной международной обстановке и в действительности такой право­порядок существенно нарушается, свидетельством этого является десятки вооруженных межгосударственных конфликтов, которые происходят в мире.

Необходимо отметить, хотя с 12 мая 1994 года вступило в силу соглашение о прекращении огня и Нагорно Карабахская межэтническая война временно приостановлена, но является тлеющим конфликтом. По сути, с Азербайджанской стороны в целом, достигнутое режим прекращения огня частично соблюдалось, но следует признать действительное, регулярные столкновения и взаимные обстрелы до сих пор продолжаются.

Относительное затишье в прифронтовой зоне продолжалось до существенного обострения ситуации в апреле 2016 года, когда после провокационных действий со стороны сепаратистов за 4 дня Азербайджанские Вооруженные Силы отвоевали 2 тысяч гектаров земли со стратегически важными высотами из ранее оккупированной территории.

Войска специального назначения отдельной общевойсковой армии 6-7 июня 2018 года из Нахичевани продвинулись вдоль нейтральной зоны и освободили новые высоты, включая высоту Гызылгая в Шарурском районе. В результате этого было выведено из-под обстрела противника село Гуннут, которое с 1992 года контролировала армянская армия. Кроме того, азербайджанская армия получила возможность контролировать дорогу Ереван – Горис – Лачин. Итого было освобождено 11 тысяч гектаров ранее оккупированных территорий.

Несмотря на различные ложные байки армянской стороны, действия Азербайджанской Республики в ответ на провокации армянской стороны, авторитетными политиками и мировым сообществом воспринимаются, как «вынужденные меры защиты своей территории и своего народа в качестве законной самообороны» по статье 51 Устава Организации Объединенных Наций.

Многолетние безрезультатные переговоры, бесконечные декларации из-за саботажа и старания сохранения «статус-кво» со стороны Армении, порядком ничего существенного и позитивного в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта не сотворили.Действительно, Республика Армения по сей день продолжает демонстрировать деструктивную позицию в переговорах по решению Нагорно Карабахской проблемы.

Нынешняя провокация против Азербайджана была совершена с территории Армянской Республики, а не со стороны самопровозглашенной и непризнанной «НКР». Как это событие будет восприниматься мировым сообществом? общеизвестно, что Республика Армения отрицала свое вмешательство во внутренние дела Азербайджанской Республики и участие в разрушении территориальной целостности суверенного государства.

Специальный корреспондент по Центральной Азии

Информационно-аналитического агентства «EURASIADIARY»

Шухрат Саламов БАРЛАС

[1] Из отчёта за июнь. 1994г. Британской гуманитарной организации «MERLIN» и делегации американской «Женской Комиссии по беженцам – женщинам и детям». См. Подробно: Zamanov I. FromaggressiontoaggressionororiginalfaceofArmenianracialism. Baku: Gartal, 2001. P.160-185.

[2] Данные были официально опубликованы в бюллетене «ForeignReport» от 14 июля 1994 года, публикуемого в Лондоне компанией «TheNewspaperLimited»

[3] От Майендорфа до Астаны: принципиальные аспекты армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта / Под ред. Г.М. Алексеева (доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова). – М.: 2010. Статья М.Дж. Гасымлы Агрессия Армении против Азербайджана. Дипломатические усилия по решению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта (1987-2009). С 218-221.; Гасанов Т. Тяжёлые социально-экономические последствия оккупации Арменией территорий Азербайджана. Баку: Чашыоглы, 2004.

[4] Материалы архива Министерства Иностранных дел Азербайджанской Республики, из доклада по фактам агрессии, представленный в международные организации. Баку, май 1994г. «Агрессия Республики Армения против Азербайджанской Республики». Папка №9, л. 41-52.; Севдималиев Р. Международный терроризм – глобальная проблема современности. Баку, 2004. С.269.

Источник: «ИА AVESTA»

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных .

Лента новостей