На поддержку дороги средства со стороны кабинета министров не выделяются, убеждает Министерство транспорта Таджикистана.

Реконструкция автомобильной дороги Душанбе-Чанак была окончена 10 годов назад — в 2010 году. На эти работы было израсходованы практически 300 миллионов долларов, взятые у Китай сроком на двадцать лет. Платной трассой из Душанбе в Худжанд каждый день пользуются тысячи людей. Альтернативной дороги этому маршруту нет. Автодорога, которую контролирует оффшорная компания IRS (Innovative Road Solutions), соединяет два самых крупных города Таджикистана и ведет в Узбекистан, говорится в исследовании Азиатского банка развития (АБР).

Экономисты АБР, оценивая партнерские отношения между государством и частным сектором на примере IRS, отмечают, что после введения в строй платной дороги Душанбе-Худжанд объем товарооборота в Таджикистане снизился на 19 процентов. Это связано с тем, что расходы представителей малого бизнеса на транспортировку товаров увеличились, отмечается в исследовании.

По данным АБР, Таджикистан выделил около $296 млн на реконструкцию дороги между Душанбе и Худжандом. Из этой суммы $281 млн поступило от КНР как 20-летнний льготный кредит по 2 процентной ставке. Строительство трассы было возложено на китайские дорожно-строительные компании. Общая протяжённость дороги составила 354 км, на ней построено 39 мостов, три больших туннеля и многочисленные галереи.

Авторы исследования составили график погашения кредита КНР, согласно которому в начале выплата процентов и погашение основной суммы составляют почти $20 млн. но постепенно снижается до примерно $14 млн. к 2029 году.

«После завершения реконструкции автодороги в начале 2010 года правительство Таджикистана передало права управления платной дорогой Душанбе – Худжанд — Чанак частной компании Innovative Road Solutions (IRS), зарегистрированной на Британских Виргинских островах гражданами Таджикистана, говорится в исследовании. Правительство Таджикистана подписало концессионное соглашение с IRS на 30 лет, освободив ее от всех налогов, кроме социальных выплат. «Соглашение между правительством Таджикистана и компанией так и не было обнародовано. Одна из причин – право управления платной дорогой было передано компании IRS без объявления тендера, считают экономисты АБР.

Платная дорога Душанбе — Чанак была открыта 1 апреля 2010 года. В исследовании АБР отмечается, что в начале тарифы на проезд были установлены в районе 4 центов США за км для легковых и до 4 долл. США за км для грузовых автомобилей. Согласно этому тарифу, водители легковых автомашин за использование автодороги должны были заплатить примерно 11 долларов, плата же за грузовиков достигала 100 долларов. Однако с паданием курса национальной валюты сомони к доллару в феврале 2020 года путешествие на такое же расстояние стоило для легковых автомобилей около $7 или примерно 2 цента США за каждый км.

Проект платной дороги Душанбе-Чанак является типичным примером того, как государственный сектор подвергается рискам, и частная компания может обладать монопольным правом на использование важной транспортной артерии в стране. «Чтобы избежать в будущем такого рода рисков, власти должны сделать процесс принятия решений по таким вопросам максимально открытым»», рекомендуют специалисты АБР.

Власти Таджикистана до сих пор не обнародовали имена настоящих владельцев компании IRS. По словам бывших депутатов маджлиси намояндагон, нижней палаты парламента Таджикистана, ратификация соглашения с IRS прошла при закрытых дверях. Более того, каждый народный избранник давал расписку о неразглашении деталей документа.

В июле 2010 года радиостанция «Немецкая волна» сообщила, что компания Innovative Road Solutions — оператор единственной платной дороги в Таджикистане зарегистрирована в офшорной зоне Британских Виргинских островов на имя Джамолиддина Нуралиева, мужа Озоды Рахмоны, дочери президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Джамолиддин Нуралиев в настоящее время занимает пост первого заместителя председателя Нацбанка Таджикистана. Однако тогда Джамолиддин Нуралиев в беседе с Радио Озоди официально заявил, что ни он, ни Министерство финансов Таджикистана никакого отношения к компании IRS не имеют.

Источник: www.centralasian.org